Афиша Петрозаводска, Новости, Русский Север

Вид на Заонежье из… Рима

На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим»
На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим»

Заметки с новой выставки художника Бориса Акбулатова

В Доме ремесел Центра народного творчества и культурных инициатив открылась художественная выставка с необычным названием «Заонежье – Рим». Автор работ известный в Карелии художник и график Борис Акбулатов. 

Бориса Акбулатова поздравляет с открытием выставки председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин. Фото Ирины Ларионовой
Бориса Акбулатова поздравляет с открытием выставки председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин. Фото Ирины Ларионовой
Художник Наталья Кошелева помогала готовить экспозицию. Фото Марии Голубевой
Художник Наталья Кошелева помогала готовить экспозицию. Фото Марии Голубевой

Большинство  работ, представленных на выставке,  посвящены Заонежью. И это не просто отчеты о поездках на пленэры за последние 20 лет. Приехав однажды в Фоймогубу, Акбулатов  долгие годы жил по несколько месяцев в сказочной по красоте русской деревне — увы, нынче умирающей. Занимался не только живописью, но и  художественным исследованием Заонежья. Случай редкий, ибо результаты своего исследования художник передает с помощью живописи, акварели, пастели, графических работ.

На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим»
На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим»
Ксерокопии страниц из живописного дневника Бориса Акбулатова вызвали большой интерес у гостей вернисажа. Фото Ирины Ларионовой
Ксерокопии страниц из живописного дневника Бориса Акбулатова вызвали большой интерес у гостей вернисажа. Фото Ирины Ларионовой

Свою страну Заонежье художник открыл, побывав в начале 2000-х годов в Италии, стране с такой же древней уникальной культурой, памятниками как архитектуры, так и поэтического творчества. Видимо, справедлива строка Сергея Есенина, что большое  видится на расстоянии. Правда, есть и отличие, причем огромное, Заонежья от Италии. Во многих больших и малых итальянских городах берегут прошлое, хранят его, заботятся. Сберегли до наших дней даже памятники XII века. А в Заонежье гибнет даже то, что создано в XIX — начале ХХ веков. А ведь за богатство культурного и духовного наследия ученые, писатели, этнографы назвали Заонежье Русским Римом.

На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим»
На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим»

Несколько лет назад, во время  журналистской командировки в Заонежье, мне удалось проехать по всему полуострову. Впечатление удручающее: десятки уже погибших или погибающих, как и Фоймогуба, старинных деревень, безлюдье – беда всей сельской России.

В работах Бориса Акбулатова, по крайней мере в тех, что представлены на выставке, этого нет. Там другое Заонежье. Лакировка действительности, как говорили раньше? Отнюдь. Просто художник сохранил и для нас, и для тех, кто придет после нас, то, что мы потеряли или теряем. То, что не увидишь, проехав по заонежским дорогам из окна автомобиля, приехав сюда на день-другой – на рыбалку или прополоть картошку на  дачном участке. То, что дано увидеть художнику. Сохранил для тех, кто, как и он полюбит эту такую близкую и дорогую русской душе красоту. А без этой любви – никак.

Позволю небольшое  отступление. У Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворение «Домовой», написал он его совсем молодым, в 1819 году, то есть в 20 лет. Спустя полтора века с легкой руки писателя Валентина Курбатова михайловским домовым стали называть легендарного нынче директор музея-заповедника Семена Степановича Гейченко. Который, как пишет Курбатов, в основу своего директорства положил пожелания Пушкина, высказанные в обращении к незримому домовому. И получается действительно завещание: если выписать из этого  небольшого стихотворения только глаголы: молю, храни, останься, постигни, а главное, не один  раз встречается глагол люби.

Выступавшие на вернисаже гости говорили не только о творчестве художника, автора работ, представленных на выставке. Почти каждый подчеркивал и ту подвижническую работу, которую вели  в Фоймогубе Борис Акбулатов и его жена Галина Скворцова, известный в Карелии писатель, драматург, журналист. А как иначе  ее назовешь? Это не меценатство, не шефство, тем более не обязанность. Ведь именно благодаря Акбулатовым в крошечной Фоймогубе, ставшей почти деревней дачников, появилась художественная галерея, которую в округе называют Младшей сестрой Третьяковки, ни больше ни меньше. О ней за эти годы писали и карельские, и российские средства массовой информации.

А вот что о том, что побудило Акбулатовых сделать это, рассказал в одном из своих интервью сам художник:

— Чтобы жизнь как-то теплилась в деревне, нужен очаг культуры. Без  него гнетущее состояние получается. Я по  многим деревням езжу, вижу: если есть очаг  — приезжают люди, туристы, гости, и  жизнь начинает функционировать. Хотя есть некое удивление: ведь галерея  — это произведение городской культуры. 

Вот и создали  в старом здании клуба-библиотеки не просто галерею — настоящий культурный центр, куда сегодня тянутся не только взрослые, но и (это главное!) дети. Это в свою очередь рождает очень крошечную, но надежду, что вместе с гостями, туристами сюда вернутся те, для кого эта земля родная, кто родился и вырос здесь, у кого-то появится желание вдохнуть новую жизнь в родную деревню.

Борис Акбулатов. Фото Ирины Ларионовой
Борис Акбулатов. Фото Ирины Ларионовой
На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим». Это уже Петрозаводск
На выставке Бориса Акбулатова «Заонежье – Рим». Это уже Петрозаводск

Журналисты, пишущие о Русском Севере, отмечают одну характерную для него особенность: в селах, деревнях даже сегодня много детей. А вот молодежи вообще нет. Вырастая, дети покидают эти места. Навсегда. Впрочем, есть же в русском языке выражение: возвращение к  родному очагу. А если очага нет или он давно погас… К чему возвращаться? Да и одного культурного очага мало, чтобы в деревни и села вернулась полноценная жизнь.

Я не люблю ездить  на деревенские праздники в полуразрушенные, полупустые деревни, куда приезжают бывшие сельские, а нынче городские жители: поностальгировать, поводить хороводы в сарафанах, вспомнить, а где-то тут была школа родная, сделать  селфи – и уехать в свои городские квартиры до следующего праздника. Хотя какие же это праздники, это скорее поминки. А вот праздник – это когда жизнь бьет ключом. 

Фото Ирины Ларионовой