ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Целеполагание в деятельности менеджера образовательной организации

цельОдним из видов деятельности, в котором педагогическая команда школы может продемонстрировать свой профессионализм, поддержать свой имидж, является целеполагание.

В статье не ставится задача всестороннего  рассмотрения вопроса целеполагания в образовании, хочется поделиться с коллегами некоторыми наблюдениями и практическими наработками: результатами изучения данного вопроса в рамках курсов повышения квалификации.

Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения. Другое дело, что не все субъекты обучения могли участвовать в целеполагании.

 

Схема 1
Схема 1

Сегодня в меняющейся образовательной среде А.В. Хуторской[1] выделяет различные группы людей – заказчиков образовательных услуг и комментирует их отношение к целеполаганию (схема 1). Как и прежде, главным заказчиком является государство.

1) государство и общество устанавливают свой заказ в форме федерального компонента образовательного стандарта, других документов, а также косвенными способами, например, «модными» профессиями, общественным мнением, рекламой и др.;

2) сам ученик является непосредственным, а с точки зрения личностной парадигмы – главным заказчиком своего образования;
3) родители и семья ученика  претендуют на свою часть заказа в образовании своего ребенка – продолжателя рода, его специфики, традиций;

4) школа выступает заказчиком на определенный тип образования сообразно своей педагогической концепции и образовательной программы;

5) регион, местный социум в лице муниципалитетов, культурных образований, промышленных предприятий, служб сервиса и т.п. – им также важно иметь людей с определенным типом образования и они явно или косвенно определяют заказ на общее среднее образование в своих школах. Такой заказ находит выражение в национально-региональном компоненте образования;

6) человечество в целом вправе ожидать от каждого из людей продолжения своего развития, т.е.  оно задает некий вектор заказа на образование, которое является условием самообразования и самоподдержания человечества;

7) окружающая среда также выступает заказчиком образования находящихся в ней людей, например, это относится к сфере живого на земле (биосфера), сфере разума (ноосфера), сфере духа (пневматосфера по П. Флоренскому), сфере космоса (К.Э. Циолковского называли гражданином Вселенной) и др.

Одним из видов деятельности, в котором педагогическая команда школы может продемонстрировать свой профессионализм, поддержать свой имидж, является целеполагание.

Реализуя программу повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» в течение последних четырех лет, нам  удалось зафиксировать низкий уровень владения слушателями:

  • технологиями аналитической деятельности;
  • технологиями целеполагания;
  • технологиями стратегического планирования.

Как может отразиться этот низкий технологический уровень подготовки сотрудников образовательных организаций на качестве  педагогической практики? Даже  без глубокого анализа очевидно:

1)  Ключевое понятие нового стандарта – основная образовательная программа образовательной организации (ООП).

ООП отвечает, во всяком случае, должна отвечать на вопрос «Каким должно быть общее образование в данной образовательной организации, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и обеспечивать самореализацию российских граждан вне стен школы?» Без качественного владения вышеназванными технологиями, без видения целей развития организации, вряд ли возможно написание  ООП, являющейся руководством к действию.

 

Схема 2
Схема 2

2)    Методологическое основание   стандартов нового поколения – деятельностный  подход, который  предполагает, что человек в процессе  обучения должен не просто выучить что-то, а научиться, на основе выученного осуществлять деятельность.

Классическая схема деятельности имеет структуру (схема 2), из которой следует, что цель – центральное звено этой структуры. Если учитель сам не владеет технологией целеполагания или владеет ей слабо, то ….(можно не продолжать).

Остановимся на технологии целеполагания. Какую цель можно считать хорошо сформулированной? Под хорошо сформулированной целью в рамках школы понимается описание желаемого результата совместной деятельности, заданное таким образом, чтобы:

  • всем участникам работы был максимально конкретно, четко и однозначно виден характер и уровень этого результата,
  • были названы по возможности точные сроки его получения,
  • обозначены допустимые или предельные затраты ресурсов, времени, усилий, которые должны быть при этом затрачены.

 

В научной литературе существует достаточно много методик формулирования целей. Бывает, что они в некоторых позициях противоречат друг другу. Вот  схематическое изображение двух из них (схемы 3 — 4).

Схема 3
Схема 3
Схема 4
Схема 4

 

Для освоения процедуры целеполагания, конечно, нужен тренинг. Для этого на курсах повышения квалификации применяется методика SMART-критериев.

 

Схема 5
Схема 5

Слушатели получают задание.

Задание  №1

Тема: Целеполагание. SMART-критерии.

Цель: формирование навыков использования технологий целеполагания

1)    В предложенную таблицу впишите  5 мероприятий, которые Вы организуете (посещаете, контролируете и т.п.) в силу Ваших должностных обязанностей.

2)    Сформулируйте цель, в зависимости от той роли, которую вы реализуете (организатор, контролер, участник и т.п.)

3)    Используя SMART-критерии, определите правильность формулировки целей.

4)    Поменяйтесь с коллегой таблицами. Ответьте на вопрос: «Вы согласны с его оценкой цели по SMART-критериям». Обменяйтесь мнениями и замечаниями.

5)    Формат выполнения задания

 

№п./п

Мероприятия

Цели

S

M

A

R

T

 

Примеры выполнения некоторых работ, полученных от слушателей курсов,  и комментарии к ним, которые дают сами слушатели при обсуждении итогов домашней работы в аудитории..

1. Руководитель ДОУ.

№п./п

Мероприятия

Цели

S

M

A

R

T

1.Посещение группЕжедневный контроль за организацией работы во всех возрастных группах

+

+

+

+

Комментарии

1)    При такой постановки цели вызывает сомнение её «конкретность» и «измеримость», т.к. понятие организация работы  очень объемное и требует конкретизации.
2)    Формулировка цели неудачная, т.к. не понятно, что же считать результатом этого мероприятия. Цель нужно конкретизировать.Считаю, что оценка автора по SMART-критериям неверна.

 

2. Руководитель школы.

№п./п

Мероприятия

Цели

S

M

A

R

T

1.Состояние преподавания предметов химии в 8-11 кл., физики в 7-11 кл. Посещение уроков в 1 полугодии.Совершенствование системы контроля и учёта знаний, уровня требований к знаниям учащихся+++++

Комментарии

1)Данная цель не может считаться конкретной, т.к. неясно, что будет совершенствоваться в системе контроля и учета знаний.
2)Данная цель вообще не соответствует самому мероприятию. Если заявлено «состояние преподавания предметов…», то цель должна быть связана с состоянием преподавания. Например, «выявить обучающихся, которые испытывают трудности в изучении данных предметов». Если такие ученики известны, то цель может быть: «Выявить причины неуспеваемости большого числа обучающихся по химии и физики». Возможно и другое. Учителя, преподающие химию и физику, дают стабильные и высокие результаты. Тогда цель: «Выявить особенности работы учителей …, способствующие получению  стабильных и высоких результатов обучения».
3)Само заявленное мероприятие сформулировано не очень корректно, на мой взгляд. Если в ОУ по одной параллели, то посетить надо девять классов. По одному уроку составить представление об уровне преподавания невозможно. Нужно анализировать преподавание хотя бы одной темы в каждом классе. Если в параллели два и более класса, то, сколько же времени займет проверка?

 

Такая форма работы не только позволяет осваивать технологию целеполагания, но и разбирать ещё целый ряд вопросов, связанных с освоением различных управленческих техник. Для примера рассмотрим, как к технологии целеполагания можно «подключить» диаграмму Ганта.

Задание №2

Выберите конкретное мероприятие из плана ВШК и составьте диаграмму Ганата, разбив это мероприятие на задачи. Сделайте выводы.

Образец

Мероприятие из плана ВШК: Состояние преподавания предметов химии в 8-11 кл., физики в 7-11 кл

Задачи1234589101112151617181922232425
1. Составление графика посещения уроков ХХ
2. Внесение изменений в расписание ХХ
3. Составление карт наблюдений урока для 7-11 кл. (физика)Отв.
 ХХХ
4. Составление карт наблюдений урока для 8-11 кл. (химия) ХХХ
Отв.
5. Составление контрольных работ по физике (7-11кл.) ХХ Х Х
6. Составление контрольных работ по химии (8-11кл.) ХХХХ
8. Составление списка критериев (физика 7-11кл.) ХХХ Х
9. Составление списка критериев  (химия) ХХ Х Х
10. Составление графика  обсуждения посещенных  уроков. ХХ
11. Посещение уроков
физика
 ХХ ХХ
 ХХХХ
 Х Х Х
 Х Х Х
 ХХ Х Х
 Х Х Х Х
10а
10б
11а
11б
12.Обобщение материалов ВШК. Написание справки ХХ

 

Использование диаграммы Ганта для данного конкретного мероприятия, позволит заместителю директора по УВР увидеть следующее:

a)     подготовительный этап займет не менее двух недель;

b)     ресурсы, в первую очередь кадровые, которые необходимо будет привлечь к этому мероприятию;

c)     некорректно сформулированное название мероприятия, оно растянется не менее чем на 2 месяца;

d)    за такой промежуток времени  (около двух месяцев) «изъять» из учебного процесса учителей,  которые вместе с заместителем директора по УВР будут посещать уроки химии и физики, нереально.

e)     учителя, уроки которых планируется посетить, на длительный срок будут находиться в стрессовом состоянии. И т.д. Список можно продолжить.

Для слушателей курсов повышения квалификации блок таких заданий позволяет  осознать их реальную полезность для практической деятельности. Они легко осваиваются и, что самое главное, повышают уровень компетентности работников системы образования в вопросах целеполагания.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акофф Р. Планирование а больших экономических системах.-М.:2001.
  2. Виханский О.С., Наумов А.М. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.- М.:1996.
  3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М.,1992.
  4. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.:1992.
  5. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Концептуальные основы методы анализа образовательных систем.
  6. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методическое комплект материалов для подготовки тьюторов. — М.: АПКиППРО, 2007. Авторы: Свитенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н.
  7. Стратегический план развития школы в условиях измененийрабочая тетрадь. — М.: YAGR? 2005/ Авторы: Свитенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н.
  8. Терентьев В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента. М.: «Сентябрь»,2002
  9. Третьяков П.И.  Оперативное управление качеством образования в школе. М.: 2005
  10. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: «Новая школа», 1998.
  11. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. М.: «Академия», 2003
  12. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений./ Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. — М.,1995.
  13. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: «Сентябрь»,2000
  14. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М., 1992.
  15. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. – М.: 1999.
  16. Дэвид Аллен Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса = Getting Things Done: The Art of Stress-Free Productivity. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 368 с. — ISBN 978-5-91657-147-9
  17. Александр Горбачев Тайм-менеджмент в два счета. — С-Пб.: «Питер», 2009. — 256 с. — ISBN 978-5-388-00402-4
  18. Глеб Архангельский Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 272 с. — ISBN 978-5-91657-335-0

 


[1] (Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания.  // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.)