Главное, Родословная с Юлией Свинцовой

Семейный альбом в ДНК

usadba_nikiforovyih

Мои Никифоровы. Рязанская ветвь

Фоторобот Иисуса Христа и знакомство со снежным человеком — а истоки этого в уютном старинном родовом рязанском имении наших предков. События от защиты рубежей древнего Отечества до диссертации по генетике и поиска украденных икон вмещает в себя очередной виток времени и ДНК.

 

 

Русская усадьба — это прежде всего счастливый мир детства.

Е.А. Баратынский, 1834

 

Было у моего четыре раза прадеда Мартына Ефимовича Никифорова три сына и дочь Лукерья. В 1782 году Иван, Василий и Алексей разделили родовое поместье в селе Сараи, которое их прадед Афанасий Гаврилович за свою службу получил от царя Алексея Михайловича в 1653 году. Василий обосновался в тамбовской губернии, Иван в пензенской, а вот Алексей Мартынович Никифоров остался на рязанской земле своих предков.

схема ветвей рода Никифоровых

Впереди у Алексея поход на Кубань, капитанское звание, майорское, руководство дворянством Сапожковского уезда в 1794 году, женитьба на княжне Александре Петровне Гагариной и рождение сыновей. Иван появился на свет в 1820, когда отцу было 55 лет. Через год родился Пётр. А в 1826 году отца семейства не стало. Для тех лет обычная история: мужчины женились поздно, а умирали рано, препоручая вдове поднимать малолетних детишек. Так же произойдёт и в семье его брата и моего прямого предка, Ивана Мартыновича.

 

Сын Алексея Иван дослужился в кирасирах до штабс-ротмистра, в 21 год уволился, и потекла его размеренная жизнь в родных пенатах. Через семь лет принял должность церковного старосты Богоявленской церкви родного села и исполнял её более двадцати лет. Когда у него с женой Акилиной Ивановной родился четвёртый сын Алексей, первому, Николаю, исполнилось уже семнадцать. Между этими братьями поместилось ещё двое – Константин и Иван.

В выписках из метрических книг на сайте «История, культура и традиции Рязанского края» фамилия Акилины Ивановны не указана. Но учитывая, что в восприемниках сыновей дважды упоминается подпоручик и помещик села Ягодное Максим Иванович Черезов, отчество которого совпадает с Акилиной Ивановной, а крёстной матерью была Анна Матвеевна Черезова, то очень вероятно, что жена Ивана Алексеевича Никифорова в девичестве носила именно эту фамилию. Ведь восприемниками чаще всего были близкие родственники младенцев – бабушки, дедушки, дяди, тёти, братья и сёстры.

Вид на Рязанский Кремль. Автор Олег Кулагин
Вид на Рязанский Кремль. Автор Олег Кулагин

К сожалению, сегодня мне известно потомство только Константина Ивановича Никифорова, моего четвероюродного прадеда. Семья его была большой – дочери Елизавета и Вера, сыновья Вячеслав, Константин, Александр и Борис. Известны даты их рождения – с 1886 по 1902 год. Большинство крещены в селе Андреево Сапожковского уезда. Несколько раз в крёстных фигурируют представители купечества, у первого ребёнка – купеческий сын Михаил Фёдорович Можаров. Может быть, дядя младенца? Ведь имя жены Константина Ивановича Никифорова Любовь Фёдоровна. Это очень важное и немногое, что можно извлечь из метрических записей. Но интернет всесилен, он помог не только больше узнать об этих людях, но и оживить их.

потомки рязанских Никифоровых

Оказалось, у Веры Константиновны Никифоровой в 1922 году родился сын, Борис Викторович Сапунов. Мне он приходится пятиюродным дядей. Человек удивительный, прошедший финскую и Отечественную войну. До сих пор на рейхстаге сохранился его автограф весны 45-го. Окончил исторический факультет Ленинградского университета и стал специалистом по древнерусскому искусству. Ученик Д.С. Лихачёва, много лет проработал в Эрмитаже, в том числе главным научным сотрудником Отдела русской культуры. Два десятилетия помогал правоохранительным органам в делах о кражах икон. Благодаря этому взаимодействию был создан фоторобот – изображение Иисуса Христа.

Вот как об этом рассказывает сам Борис Викторович:

— Поскольку в Евангелиях нет ни слова о том, как выглядел Иисус, я обратился к трем апокрифам, в которых имелись его подробные словесные портреты.

Дальше, пользуясь следственными методиками, я составил обобщенное описание внешности этого человека по определенному шаблону: фигура, волосы, глаза, нос и так далее. Оказалось, что все три автора говорят об одном человеке. Он высок (примерно 185 сантиметров), сутул, худощав, имеет каштановые вьющиеся волосы, прямой длинный нос и глаза желтого цвета.

Дальше я передал словесный портрет специалистам из ФСБ, которые на его основе сделали первый в мире фоторобот основателя христианства.

По мнению учёного, в том числе с учётом получившегося изображения, Христос не был иудеем. По матери он галилеянин, по отцу грек. Книгу «Земная жизнь Иисуса» Сапунов писал шесть лет, тщательно подкрепляя свои выводы священными текстами, видимо, поэтому его теория не вызвала возражений со стороны священнослужителей, а книга была издана представителями коптской церкви.

Борис Сапунов
Борис Викторович Сапунов и воплощение его поисков.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=5186

Кавалер нескольких десятков орденов, автор шести сотен научных работ, Борис Викторович прожил 91 год и умер всего три года назад. Не успела…

Но мне и всем потомкам Никифоровых он сделал бесценный подарок – оставил подробные, во многом научные, но согретые теплом личных впечатлений воспоминания о помещичьем доме Никифоровых в селе Сараи, построенном больше двухсот лет назад ещё Алексеем Мартыновичем, с которого рассказ начался. Самое удивительное, совсем недавно дом был ещё жив!

Дом Никифоровых в селе Сараи
Из статьи Бориса Викторовича Сапунова «Грёзы о прошлом» в 5 (21) выпуске сборника Общества изучения русской усадьбы, 1999 год.

В статье подробное описание плана дома, его внешнего вида, комнат, мебели, обстановки. Мебель отличается от той, что видим в музеях и на выставках. И дело не в том, что это не подлинник итальянских или немецких мастеров, а по их подобию сотворена рязанскими умельцами. В музеях тщательно подбираются образцы одной эпохи, а в наших домах часто уживаются и создают неповторимое окружение вещи разного времени. Они особенно ценны тем, что хранят тепло рук наших близких и дальних, их прикосновение.

Недавно я описала тот чудесный дом предков, который видится мне то ли во сне, то ли наяву. Как же на него похожа усадьба в Сараях!

Конечно, есть библиотека. В ней на почётном месте «Хрестоматия» по русской литературе, выдержавшая много изданий и обязательная для всех гимназий и реальных училищ России. Автор её известный человек своего времени и родственник хозяев дома Алексей Дмитриевич Галахов.

Балкон, на котором летом всем семейством проводили так много времени! Скорее, это не балкон, а терраса, три ступеньки которой ведут прямо в сад-парк и к реке Верде, соединяя дом и природу в единое целое.

Интересно почитать, что ели мои прабабушки и дедушки 80 лет назад, уже в советское время. Картошка, овощи, фрукты со своего огорода. Из мяса баранина – летом другой скот не режут. Покупной хлеб, масло, чай и сахар. Свои вишнёвые и смородиновые наливки и настойки. На завтрак хлеб с маслом и вареньем. Обед в час. «Еда была простая, но обильная и здоровая, всегда свежая». Борщ, суп с лапшой, каша, картошка, отварное мясо, овощи, холодный мучной квас, молоко, дыни. Заодно делились впечатлениями, разговаривали.

Мне очень понравилось, что после обеда «по вековой русской традиции» все спали. Значит, у меня это врождённое. После сна пили чай, занимались. Ужин был обильным. Вечером читали, любовались закатом, беседовали, играли в карты, лото, бильярд.

С большим удовольствием читала я о домашних концертах. «В открытые окна врывался аромат сирени, бабушка играла на рояле, а дедушка пел». Автор пишет, что запомнил эти вечера на всю жизнь и что русский романс – «камерное, очень эмоциональное, очень интимное искусство», требующее именно такого оформления: «тёплый весенний вечер, раскрытые окна, цветущая сирень, трепещущий свет свечей у рояля».

Присядем за стол с тульским самоваром, выпьем чаю из кузнецовского фарфора, варенье зачерпнём серебряной ложечкой,  купленной в 1840-е  годы на свадьбу Ивана Алексеевича и Акилины Ивановны, и время остановится на «прекрасных французских часах в футляре из красного дерева с надписью «Paris, 1840». Вот мы и дома, после стольких лет – вместе.

В лихие годы перемен дом уцелел потому, что многие его обитатели были сельскими учителями, и их уважали. Войны тоже обошли этот район стороной. Но и мирное время несёт угрозу нашему прошлому. Заканчивает свою статью «Грёзы о прошлом» Борис Викторович Сапунов так:

После смерти моей тётушки дом не был передан прямым наследникам. Он отошёл к сельсовету, и в нём были помещены беженцы-азербайджанцы из Карабаха. Я ездил туда с братом на автомашине из Рязани.

В дом, в котором я прожил годы детства, меня не пустили…

 

Какой вид у дома сейчас? Жив ли? Нигде в интернете о его сегодняшнем состоянии я ничего не нашла. А ведь учёный Сапунов написал о нём так: «Проработав много лет в Эрмитаже, специализируясь в области русской культуры, объехав в составе экспедиции весь север страны, я могу с полным основанием утверждать, что сарайский дом является уникальным сохранившимся памятником провинциальной русской культуры XIX века».

Такую иллюстрацию к своему рассказу о прошлом выбрал Борис Викторович Сапунов
Такую иллюстрацию к своему рассказу о прошлом выбрал Борис Викторович Сапунов

В воспоминаниях Бориса Сапунова есть ещё несколько важных моментов. Он пишет, что в детстве видел хранившуюся в доме «царскую грамоту, выданную сотнику Никифору за походы на крымских татар и «многие крови», пролитые за Русскую державу. В грамоте было указано, что вместе с дворянством сотник Никифор, основатель рода Никифоровых, получает земли по реке Верде». Это для меня большая новость. Я знаю, что земли в сёлах Сараи и Кривское в 1653 году получил наш общий предок и мой 6 раз прадед Афанасий Никифоров. Однако, Никифоровых в рязанской земле было много, возможно, речь идёт об их общем предке. К сожалению, семейный архив в годы войны из страха был сожжён.

 

Борис Викторович также указал, что его дед, Константин Иванович Никифоров, служил помощником начальника станции Алексеевка Сызрань-Вяземской железной дороги. А ещё упоминает  Анастасию Ивановну Никифорову, тётю Наку. «Учительница, в начале века переехала в Москву, но потом всегда приезжала в фамильный дом». Она прожила 94 года и обладала прекрасной памятью. Думаю, она была дочерью брата Константина Ивановича, Ивана, о семье которого мне ничего неизвестно. И вероятно, эти найденные мною сведения в Ведомостях о московских городских начальных училищах, о ней.

 

учитель Анастасия Ивановна Никифорова

Пётр Алексеевич Никифоров, второй сын Алексея Мартыновича, находясь в пехотном, кирасирском и кавалерийском полку, дослужился до майора и получил ордена Св. Анны и Св. Станислава. После увольнения несколько лет был сапожковским земским исправником. С женой Екатериной Николаевной Барышниковой у них единственный сын Алексей, родившийся, когда отцу было уже 52 года! Зато у Алексея  детей было девять: Николай, Екатерина, Константин, Анатолий, Мария, Пётр, Александр, Наталья и Павел. Их матерью стала Александра Алексеевна Панкратьева.

 

Ничего не зная о них, кроме дат рождения и крёстных, я смогла найти следы Анатолия в базе данных о погибших на Великой Отечественной войне. Призванный в армию в сорокалетнем возрасте из Воронежа, он пропал без вести в конце 1942 года.

Анатолий Алексеевич Никифоров
Кроме года рождения и полного имени, совпадает и имя матери, так что сомнений, что это мой пятиюродный дед, нет

Его двоюродный брат, старший лейтенант Александр Константинович Никифоров, начальник мастерских 28-го отдельного сапёрного батальона, был убит в возрасте 46 лет в январе 1943-го в Великих Луках на Калининском фронте, где воевал и мой отец и где уцелеть можно было только чудом.

 

Александр Константинович Никифоров

А Вячеслав Константинович, которому на момент начала войны был уже 51 год, стал добровольцем народного ополчения. На фронте он не был, но готовил к нему новичков, являясь старшим инструктором всеобщего обязательного военного обучения Ленинского райвоенкомата в Ленинграде.

Никифоров Вячеслав Константинович

Никифоров Вячеслав Константинович
Никифоров Вячеслав Константинович

Обратите внимание на сроки пребывания его в Красной Армии, указанные в наградном листе, с 1918-го по 1926 год. В воспоминаниях Бориса Сапунова сказано, что определённую роль в сохранении сараевского дома в годы революции сыграл его дядя по матери, бывший в годы Гражданской войны командиром полка Красной Армии и посещавший родные места. Вероятно, им и был Вячеслав Константинович.

 

 

Немногочисленные сведения о нашем общем предке Афанасии Гавриловиче Никифорове датируются 1653-м годом. Как видим, потомки умножались и продолжались. И сейчас, спустя 363 года, мы существуем, мы не исчезли.

Например,  прапрапрапрапраправнук Афанасия Никифорова и мой шестиюродный брат, академик Валентин Борисович Сапунов – математик и медицинский генетик (!) – изучает экологические процессы на Северо-Западе России и создал новое направление в науке – физиологическую генетику микроэволюционного процесса. А ещё он много лет ищет снежного человека и пишет об этом книги.

Валентин Борисович Сапунов

Мы не знакомы, но нас объединяет дедушка Афанасий и тёплый дом в Сараях. В каждом из нас сидит эта хитроумная пружинка ДНК, в ней настоящий семейный альбом о наших предках. Может быть, когда-то смогут и его прочитать. А пока старинные архивные дела и Интернет помогают справляться с важной задачей – понять, кто мы и откуда. Осознать – зачем. И главное – как продолжить этот путь, имени своего и чести фамильной не уронив.

 

 

Огромное спасибо секретарю Общества изучения русской усадьбы Дине Эдуардовне Заварюхиной, мгновенно по моей просьбе выславшей статью о доме Никифоровых в Сараях.