Михаил Гольденберг

Полный вперед, к Ключевскому!

Василий Ключевский (1841 - 1911). ahilla.ru
Василий Ключевский (1841 — 1911). ahilla.ru
Из известных русских историков мои личные симпатии на стороне Василия Осиповича Ключевского.
С уважением отношусь и советую читать труды других великих: М.П. Погодина, Н.А. Полевого, Н.И. Костомарова,  А.С. Лаппо-Данилевского…  И все-таки Ключевский!

Для меня вначале была случайно прочитанная в седьмом классе его книга «Афоризмы об истории», а затем стал зарождаться устойчивый интерес к истории. Признаюсь, что и сейчас она в зоне постоянной видимости.
Жизнь любого историка не богата событиями. Как и Соловьев, Ключевский был сыном священника, не продолживший, как полагалось, путь отца. Василий Осипович был великим лектором. Писал немного. Но говорил! На его лекции, а работал он в четырех вузах, да еще репетитором у будущего Александра III был, приходили люди со стороны. Просто послушать. В детстве он заикался, не выговаривал несколько букв. Путем специальных многолетних упражнений довел свое ораторское искусство до совершенства. Русский Демосфен!
Ключевский, наверное, один из первых объектов интеллектуального пиратства. Придут, бывало, на лекцию со стенографисткой, запишут, издадут «Курс лекций», а гонорар заплатить забудут. Были проблемы.
Ключевский – ученик Соловьева. После смерти учителя стал читать курс русской истории в Московском университете. Во многом ученик разделял взгляды научного наставника. Но эпоха дала Ключевскому несколько другое восприятие истории.
Истинный историк всегда вне политической борьбы, над схваткой. В 1905 году Ключевский был избран членом Государственного Совета от Академии наук, но на следующий же день отказался от этого почетного поста. Однако, Василий Осипович не удержался от горнила политики. По списку кадетов баллотировался в Государственную Думу. Не прошел! И слава богу! Но обратите внимание – проблема с выбором достойных была всегда.

 

Уроки Ключевского

Урок первый: Россия – нормальная европейская страна и ее место в Европе. И никакого особого пути у России нет. Мысль очень дискуссионная. Кто мы? Пушкин отвечал так: «История России требует иной формулы…» Или он же: «В России есть один европеец – правительство России… и один европейский город – Петербург». Блок назвал нас скифами, а Андрей Вознесенский – Азиопой. Вечный вопрос, ответ на который порождает другой: «Что делать? То есть куда и за кем идти?»

Ключевский был англоманом. Царя надо ограничить мощным парламентом, как в Англии. Он искал парламентскую традицию в истории России. Десять лет писал диссертацию о Боярской Думе как предтече парламента. Много рассуждал об общинных крестьянских сходах. Доказывал законность избрания на Земских соборах Бориса Годунова и Михаила Романова. Короче, нормальные мы европейцы и парламентская традиция у нас есть! Эх, Василий Осипович, как бы с вами сейчас подискутировать хотелось… Кажется, мы приговорены решать эту проблему вечно.

 

Урок второй: в приоритете факторов истории – политика и экономика. А кто может возразить, что эти системы играют важную роль в истории? Это было время дискуссий о политико-экономическом развитии России. Политика и экономика – два каркаса, определяющие любой исторический путь народа. Он верил, что их можно вылечить эволюционным путем, то есть реформами. Вот его афоризм: «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение». Не правда ли, как о нас сказано?
История – мстительная наука. Она не прощает ошибок и незнания ее. Один из самых известных афоризмов Ключевского: «История ничему не учит. Она только наказывает за невыученные уроки». Политики, не знающие истории, не ведают маршрута.

 

Урок третий: «История России – есть история страны, которая колонизируется…». Россия сама себя колонизировала. Она состоит из колоний. Карелия тоже была колонизирована, то есть освоена, новгородцами.
Колонизация Севера – важная веха в истории России. Кавказ, Поволжье, Сибирь были завоеваны. Но и Новгород был завоеван. На этой равнине другого сценария и не могло быть. У Британии, Франции, Испании колонии были где-то. Им тяжело было из них уходить. России уходить некуда и неоткуда. Без колоний ее нет. Как только кризис отношений центра и периферии выходит из берегов, она распадается. Только в XX веке распадалась дважды: 1917 и 1991. Правда, всегда возрождается – перпетуум феникс.
Кстати, у Ключевского есть еще странный афоризм: «В России центр на периферии». Россия – мозаичная цивилизация, выставка 200 народов. Все мировые религии, разные письменности, языковые семьи представлены в ней. «Россия – модель мира» (А. Тойнби)

Урок четвертый – «Россия – страна без естественных границ». Почему такая огромная страна? Разлейте стакан воды на ровном столе – сможете предсказать ее форму? Ох, уж эта равнина! Сколько про нее сказано… Только океаны и горы остановили Россию. От равнины и непрерывные войны. Россия впитала в себя всю мировую историю. Без нее не обходятся. Сытая, «коечнокаморочная» (И. Ильин) Европа это понимает. Россия – мост цивилизаций. Это ее главный геополитический аргумент.

Пятый урок – «История России – это женский непредсказуемый характер».
«О, Русь! Куда несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». (Н. Гоголь) «История России – траектория полета птицы». (А. Блок)  Тектонический характер границ России непрерывен – они все время меняются. История США – это проект. История России – судьба!
Итак, скоро год отечественной истории — 2012-й. Будут диспуты, публикации, книги, фильмы. На историю России, надеюсь, обратят внимание. Хотя бы формально. Сегодня интерес к ней падает. Особенно у молодежи. Это опасно.
Тем не менее, есть шанс задуматься об истории России, ее судьбе. Не упустим его.
«О, Русь! Куда несешься ты? Дай ответ. – В интернет!» (А. Вознесенский)

 

Предыдущие части исторического триптиха Михаила Гольденберга