Блоги, Главное, Михаил Гольденберг, Общество

Шагреневое радио

Фото changeonelife.ruУзнал, что три журналиста Карельского радио из четырех ведущих решили покинуть его волну. Мне стало очень грустно.

На первый взгляд, дело житейское. У каждого, кто посвятил долгие десятилетия своему делу жизни, наступает момент, когда надо пройти трудный путь к причалу. Не вторгаюсь в чужую епархию, в проблемы кадровой стратегии нового руководства Карельского радио. Но подобный оптовый уход Журналистов-Личностей, имеющих свой почерк, яркую индивидуальность, настораживает. Конечно, «придут честолюбивые дублеры, дай бог им лучше нашего сыграть…» Однако такая смена вех действительно может привести к утрате лучших традиций. Есть такая опасность.

Карельское радио всегда было человечным, со своим лицом, с хорошим русским языком ведущих и их идеальными радийными голосами, которые были очень узнаваемыми. Радио – сложнейшее поле журналистики. Его не обманешь, и оно не прощает. Ухо улавливает монотонное чтение, нелогичные смысловые ударения, неудачно заданный вопрос или пустоту радиотрепа. Радио – беспощадный рентген. Некомпетентность и непрофессионализм могут быть не только видны, но и слышны. Радиожурналист – это не просто человек с микрофоном. Он должен быть мастером воображения. Ведь нет ни экрана, ни картинки, которой можно порой прикрыть свою журналистскую беспомощность.

Покидающие Карельское радио журналисты – Светлана Заалова, Татьяна Полькова, Роланд Гусев были преемственно выращены своими учителями, когортой славных мастеров – Натальей Ларцевой, Татьяной Макаровой, Виктором Черкасовым, Галиной Савиной, Григорием Шейнблатом, Марией Якушевой, Николаем Исаевым и другими. Они были прекрасными рассказчиками, собеседниками любых людей, находя в них интересное, откровенное, нужное. У них были свои радиоактеры, которые подолгу с ними сотрудничали в различных проектах, радиоциклах.

Мне посчастливилось почти четверть века быть в радиотруппе Светланы Зааловой. Наш исторический радиоклуб «Мнемозина» 12 лет собирал старшеклассников города на 50-минутные радиодиспуты, а школьники в районах слушали их и привозили в школьную академию эссе, и диспут продолжался уже в аудитории. Дистанционное обучение по радио! Да, это была своеобразная радиопедагогика, описанная в ряде научных статей, в отдельной главе моей диссертации. Не буду перечислять призы и премии, в которых был оценен этот новаторский опыт. На радио «Россия» еще есть передача «Учители и пророки», которую ведут Петр Алешковский и Тамара Эйдельман (дочь известного историка-популяризатора). Тамара, с которой я много лет был в одном проекте по написанию учебников истории нового поколения, признавалась, что идея пришла после того, как узнала о нашей со Светланой программе. Правда, у них передачи яркие, глубокие, но монологические. У нас в историческом радиоклубе был полилог.

Конечно, формат Карельского радио за последние годы резко сократился. Но и в этих условиях были признанные на российском уровне проекты «Гроза 1812 года», радиоцикл о муниципальных музеях Карелии «Хранители времени». Да разве всё перечислишь.

Пришли новые времена. Так и вспомнишь одноименный фильм великого Чаплина. Мы всегда ждем с надеждой будущее. «Новые времена приходят в своей наготе, как люди в мир, но иногда от них становится тошно», – писал Жан-Поль Сартр, издававший журнал «Новые времена».

Что принесут эти новые времена Карельскому радио? Это будут решать новые люди. Есть много определений культуры, но преобладающим понятием в ней всегда была традиция. Разрыв традиций, их утрата опасны. Во что превратилось радио «Россия»? Среди моря медицинской рекламы (от которой уже немало жертв) остался островок неповторимого голоса Виктора Татарского, ведущего свою «Встречу с песней» с 1967 года. Есть еще несколько душевных передач и на «Маяке», на котором тоже начинает преобладать FMовский пошлый радиотреп. Правда, недавно именно на «Маяке» появилась удачная воскресная программа Владимира Матецкого. Я люблю радио: оно у меня в квартире везде. Точно знаю, что у Карельского радио есть свои радиослушатели.

Наступило какое-то шагреневое время. Герой Бальзака менял куски шагреневой кожи на материальные и физиологические утехи. В результате он потерпел крах. Не заставляет ли нас кровожадный рынок с присущим цинизмом жертвовать человечностью, интеллектом, профессионализмом, ответственностью перед будущим? Шагреневая медицина,  шагреневый спорт, шагреневое образование, уже давно шагреневое телевидение…Теперь и шагреневое радио? И все это ради сиюминутной финансовой выгоды, которую простые люди не ощущают. Мы живем в век великой смыслоутраты…

Кстати, название романа Бальзака можно перевести и как «Кожа печали» Действительно, печально…