Михаил Гольденберг

Исторический год

{hsimage|Изучение родного края в школе не преодолело порога факультативности ||||}

В одном из последних своих указов, уходящий президент Д. Медведев объявил 2012 год годом российской истории. Ну наконец-то!

Мне показалось, что на историю обратят серьезное внимание, подчеркнут ее значимость, у общества проснется интерес к ней.  Ведь за последние десятилетия, из придворной идеологической науки, обслуживающей режим, ее превратили в некую падчерицу Золушку, ненужную и бесполезную науку.

В первую очередь, ее сильно порезали в учебных планах вузов. Научные журналы имеют тираж менее 1000 экземпляров, влачат жалкое существование. Все знают, до чего доведены многие исторические памятники, хранилища архивов и музеев.

О преподавании истории в школе умолчу. Это особый разговор. Правда, в нем должны участвовать специалисты, как и в любом деле. На днях телесюжет о форуме детско-юношеских библиотек поверг меня в шок. Форум был посвящен роли библиотек в историческом просвещении. Конечно, по телерепортажу судить сложно, но я узнал, что библиотека тестировала исторические знания пятиклассников! Тут явно перепутано просветительство, которым должны заниматься библиотеки, с обучением, которым должна заниматься все-таки школа. Как защитивший диссертацию по методике преподавания истории в школе хотел бы я видеть этот тест и проверить его на соответствие школьной программе и возрастным особенностям школьников. Кроме того нелегитимное тестирование давно запрещено. Но в истории разбираются все, кому не лень. Ну не по химии же тестировать детей в библиотеке. А с историей можно творить, что захочется.

Изучение родного края в школе не преодолело порога факультативности. Национально-региональный компонент содержания школьного образования захоронили в очередной раз и без почестей. Испугались распада единого исторического сознания россиян. В Татарии, Башкирии и некоторых других регионах изучение истории родного края решили самостоятельно. В большинстве регионов она осталась необязательным эпизодом. Все зависит от позиции самого учителя истории.

Краеведение в сознании многих позиционируется как любительство.  Недавно прошли очень интересные краеведческие чтения, совпавшие, к сожалению,  по срокам с упомянутым библиотечным форумом. Их не посетил ни один приглашенный журналист, ни один местный телеканал. Краеведы — ученые и любители — были в гордом одиночестве.  Пренебрежение к истории, ханжеское и высокомерное  отношение к ней царят повсюду.

Краеведам надо самим подумать о возрождении общественной организации, которая бы отстаивала их права. При Национальной библиотеке действует клуб «Краевед». Проводится конкурс краеведческих исследований. Есть писатели-публицисты, журналисты, пишущие о своем крае, высококвалифицированные ученые-краеведы, известные в России и за рубежом. Когда в Национальном музее проходит презентация краеведческих книг, то они просто идут нарасхват. Тиражи-то мизерные.

Скоро исполнится 100 лет тому обществу краеведов, которое было создано вице-губернатором Олонецкой губернии А.Ф. Шидловским и в котором было несколько сот членов, в первую очередь чиновников, учителей. Труды членов научно-краеведческого  «Общества изучения Олонецкой губернии» до сих пор вызывают интерес у исследователей. Издавался журнал «Известия Общества изучения Олонецкой губернии», в котором широко освещались краеведческие проблемы  Карелии. Думаю, сейчас есть все условия для воссоздания краеведческого сообщества. И это было бы логично и оправданно в год истории.

Внимательно перечитал указ от 9 января 2012года, посвященный году истории. Создается оргкомитет, которому поручено разработать мероприятия. Вертикаль власти стала собирать эти мероприятия снизу: на местах быстро спланировали проведение конференций, круглых столов, организацию выставок. Надеюсь, что появятся новые интересные телепередачи, фильмы.

Упор делается на урожайность дат 2012 года:

·         1150 лет российской государственности

·         150 лет П.А. Столыпину

·         400 лет окончания смуты

·         200 лет победы в Отечественной войне

·         700 лет Сергию Радонежскому

Кажется, хватит. Уж такие мы датские люди — любим даты и юбилеи.

Я не против дискуссий и конференций. Многие вопросы надо поднять и обсудить, в том числе и ранее запретные, неприкасаемые, необсуждаемые. Но…

Я боюсь, что год истории превратится в набор мероприятий — словесных упражнений. Есть опасность, что его просто заболтают.  Гордое молчание лучше болтливости, как говорили древние… Слова, слова, слова…

Боюсь, этим всё и ограничится. А нужны конкретные дела. Особенно в отношении архивов и музеев. Им в первую очередь нужны хорошие хранилища.

После известного скандала в Эрмитаже, случившегося в 2006 году, заговорили о необходимости целенаправленной программы строительства музейных хранилищ в 65 территориях России. Сегодня 2012 год, и о музейных хранилищах, как и об архивных, ни гу-гу. В славном Эрмитаже хранительница Л. Завадская — главный  фигурант скандала — хранила злополучные 227 серебряных предметов в одном сейфе с другой хранительницей по причине нехватки площадей. Результат известен. Результаты расследования — нет, если не считать того, что ее муж, сдававший предметы в ломбард, осужден на 5 лет. Сама хранительница внезапно скончалась…

Результаты федеральной проверки  музейного фонда РФ не обобщены… Комиссию по проверке музейного фонда возглавил в 2006 году Д. Медведев, с 2008 года вице-премьер А. Жуков, но затем его перебросили на сочинскую олимпиаду. А проверены были 1250 музеев из 1960. Правда, музейная конституция — «Инструкция по учету и хранению музейных предметов» — 1985 года. В ней нет слова «компьютер». Все попытки принять новую пока тщетны. Законодательство о музеях жутко отстало, а незавершенная проверка фондов РФ не позволяет полноценно судить о его состоянии.

У истории много нерешенных проблем. И не только научных. Надо приводить в порядок отрасль истории как базу духовности россиян.

И все-таки я верю, что все поймут, что у плохих учеников истории в истории ничего изменить не удастся. Мучаемся проблемой — куда идем? А откуда идем знаем?

Не получится ни гражданина, ни патриота, ни человека вообще. Ничего!

История — опыт человеческий. А без нее все и везде неопытные. А с неопытного что взять?

Нужны не только слова, но и дела.

Шведский парламент, например, ежегодно выделяет в бюджете деньги на одну книгу, которая  попадает бесплатно в желающую ее получить семью. По подписке. Выбор книги публично обсуждают. Это заведено давно. Так шведы пытаются влиять на гражданское общество.

А что если в год истории, в бюджете Карелии предусмотреть деньги (они смехотворны) на издание такой семейной книги. Предлагаю, конечно, «Калевалу».

Конкретное дело, господа.

И все же, я рад году истории. Блажен, кто верует…