Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное

Ода гуаши

Александр. Косенков. Береза Декарта
Александр. Косенков. Береза Декарта

В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась замечательная выставка  «Гуашь два О». Весной и летом этого года она экспонировалась в известном музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге.

Открытие выставки было приурочено ко дню рождения музея. Пробираясь сквозь толпу, наткнулась в вестибюле на  маститого живописца,  спешащего покинуть зал еще до начала вернисажа и  обронившего на ходу, что смотреть, дескать, там нечего. И мой интерес к выставке сразу возрос.

Не припомню такого прежде, чтобы все авторы представили произведения, выполненные только в технике гуаши. Получилась своего рода ода гуаши. Помнится, раньше ее всегда считали краской для детей, плакатной и вообще мало практичной, быстро осыпающейся. Кто из нас в детстве не рисовал гуашью в детском саду? Запах гуаши — это запах детства. Поэтому увидеть, что и как творят  с помощью гуаши серьезные художники –по крайней мере любопытно. А кто из великих пользовался такой техникой? Википедия подсказала, что многие мастера не брезговали гуашью:. Пикассо, Матисс, Ван Гог.

Интерес  и любопытство были удовлетворены в полной мере.  Более того, выставка вызвала столько положительных эмоций, что я посмотрела ее уже дважды и, думаю, заглянуть в зал еще и перед закрытием. Почему? Мне кажется, секрет успеха в том, что, с одной стороны, техника и  сам материал очень узнаваемы для зрителя, даже ребенка. И при первом рассмотрении думаешь, что рисовал ребенок. И что ты сам так можешь тоже. А потом, вглядываясь  в работы, понимаешь и видишь  в них значительно больше, чем мог бы показать ребенок. В произведениях художников чувствуется глубина осмысления выбранных сюжетов, умелое обобщение образа, серьезность и прочувствованность темы, ироничность, на которую не способен ребенок, юмор, каждый автор индивидуален в своем восприятии мира, в творчестве.  На детской же выставке часто ловишь себя на мысли, что все рисуют одинаково талантливо.

Оказывается, экспозиция выставки в Петрозаводске получилась несколько иной по своему составу и количеству участников. По словам куратора Владимира Назанского, в Эрарте она составляла половину петрозаводской полной версии и  экспозиционно очень удалась.

— Надеюсь, — обратился он к зрителям, — вы оцените ее структуру,  стилистику,  тематику. Стилистически разные авторы взаимодополняют друг друга и возникает прекрасное ощущение колористической полифонии.

Петрозаводский зритель почувствовал эту полифонию красок. В книге отзывов появилась такая запись: «Потрясающая выставка! Высочайшее эстетическое наслаждение, насыщение свободой, цветом. Удивительная гуашь! Давно такого чувства внутри не было, огромное удовлетворение и радость!».

Это и в самом деле радость  — созерцать утонченные произведения Юлии Сопиной (Санкт-Петербург), от которых в сердце поселяется нежность и печаль, та самая, что бывает светлой. Наслаждаться энергичными красками Инны Скляревской (Санкт-Петербург), ее розовыми и желтыми иноземными полями, а особенно Петербургом, таким узнаваемым и романтичным, таким несравненным, родным для всякого русского сердца. Оживать от серых будней перед жизнерадостными листами удивительного Александра Косенкова, математика по первому своему образованию, а по призванию души самобытного художника. И конечно, удивляться творческой бодрости и свежести взгляда обаятельного  Арона Зинштейна  и его свободной манере в обращении с гуашью. О нем пишут: «В его работах всегда ощущается движение, жизненность, ирония. Своим радостным настроением экспрессионизм Зинштейна отличается от немецкого или американского экспрессионизма».

«В изобразительном ряду выставки, — это слова Владимира Назанского, —  преобладает  пронизывающая искусство XX-XXI века экспрессионистическая линия. Здесь она представлена в романтической версии, характерной для Петербурга».

Все вместе художники – а это Тамара Грицюк (Новосибирск), Феликс Влосонков (Санкт-Петербург), Игорь Камянов (Москва), Валерий Лука (Санк-Петербург), Елена Юдина (Санкт-Петербург), Виктор Шриккер (Германия) – пропели оду гуаши, а зрителям преподнесли прекрасный подарок в преддверии зимы. Мы долго будем помнить эту колористическую полифонию гуаши.

 

Владимир Назанский открывает выставку
Владимир Назанский открывает выставку
На вернисаже (слева направо) Владимир Назанский, Мария Юфа, Арон Зинштейн, Александр Косенков
На вернисаже (слева направо) Владимир Назанский, Мария Юфа, Арон Зинштейн, Александр Косенков
Александр Косенков. Полонез Огинского
Александр Косенков. Полонез Огинского
У произведений Юлии Сопиной
У произведений Юлии Сопиной
Юлия Сопина. Торторето
Юлия Сопина. Торторето
Юлия Сопина. Торторето
Юлия Сопина. Торторето
Игорь Камянов. Мосты Петербурга
Игорь Камянов. Мосты Петербурга
Тамара Грицюк. Без названия
Тамара Грицюк. Без названия
Инна Скляревская. Крюков канал. Белая ночь
Инна Скляревская. Крюков канал. Белая ночь
Инна Скляревская. Мариинский театр и трамвай
Инна Скляревская. Мариинский театр и трамвай
Арон Зинштейн. Крюков канал
Арон Зинштейн. Крюков канал
Арон Зинштейн. Мост в Вене
Арон Зинштейн. Мост в Вене

er9

er8

er2

Фото Ирины Ларионовой