Застолье с Владимиром Софиенко

Про картошку и окрошку

 
{hsimage|Окрошка готовится с утра ||||} Раньше наша дача находилась в солончаковой степи под неистовым южным солнцем, где в редкие минуты отдыха ловишь жидкую тень под небольшим плодовым деревцем или ищешь прохладу у огромного бака с дождевой водой, бросая жадные косые взгляды на закопанный в землю обёрнутый в полиэтилен трёхлитровый бидон с холодной окрошкой – время обеда еще не подошло.
 
Скорее это был простой участок с фундаментом под дом и маленьким деревянным строением, сами знаете для чего. Каждые выходные мои родители ездили на электричке «отдыхать» на дачу. Нас с сестрой это тоже касалось. Навьюченный сумками с провизией и питьевой водой, наш семейный караван выдвигался спозаранок.
 
Ещё некоторое время теплится надежда, что расписание изменилось и электричка пойдёт слишком поздно, или её вовсе не будет, но такая удача в моём пионерском детстве крайне редка и скоро, так и не досмотрев сон на жестких деревянных скамьях вагона, ты выходишь на платформу посреди утреннего степного марева. Потом, набираясь ультрафиолетом, ещё чапаешь километра четыре до своего участка и к тому времени со всей безысходностью осознаешь, что сегодня тебя не дождутся дворовые мальчишки, впереди целый день плантационных работ, а ты уже изнурён до крайней степени, и самое время собираться в обратный путь. А потом с лопатой в руках клянёшься самому себе в том, что никогда… ни за что в жизни… да лучше её купить, эту картошку!
…Отстранив в сторону плуг, хорошенечко потянувшись, чтобы размять натруженные мышцы, ты, скидываешь жаркую резину сапог, и не торопясь шагаешь по пашне, ощущая звенящими от усталости и зноя ногами приятную прохладу земли. Подхватываешь на ходу пару-тройку берёзовых поленьев у дровни, и прямой дорогой в баню.
 
После купания в лесной ламбушке, вся семья собирается на открытой веранде за холодной окрошкой. Готовится она с самого утра, чтобы настояться успела, и остыть как следует. Под острым лезвием ножа розовые кружочки «Докторской» аппетитно ложатся рядком друг на друга. И пока нарезанная кубиками колбаса вся не отправится в кастрюлю — будь уверен пару кружков не досчитаешься – рядом с поваром всегда кто-нибудь крутится. Две молочные сосиски только сделают богаче вкусовую палитру холодного супа. К аромату колбасы примешивается запах свежих огурцов, редиса, туда идет уже раздетый от мундира и нарезанный картофель, очищенные от скорлупы вареные яйца. Осталось нащипать с грядок веточек укропа и приготовить заливку.
 
Секрет заливки я привёз из детства, из Казахстана. Сначала двумя большими деревянными ложками бережно поднимаешь продукты с самого дна кастрюли, перемешиваешь окрошку, затем вливаешь кефир, майонез, взбрызгиваешь соком лимона, и лишь потом вливаешь сильногазированную минеральную воду.
— Папа, а у вас в Казахстане картошка растёт? – спрашивает меня старший сын, разглядывая что-то на дне опустевшей тарелки.
— Растёт, — улыбаюсь я.
— А ты когда маленький был, тоже картошку сажал?

ОКРОШКА

400 гр. вареной колбасы
400 гр. свежих огурцов
800 гр. отваренного картофеля в «мундире»
5 вареных яиц
250 мл майонеза, 1 л кефира, 2 л газированной минеральной воды, 1 луковица, зеленый лук, укроп, редис, сок 1/2 лимона

Отчищенный картофель, колбасу, огурцы и яйца нарезать кубиками, нарезать редис, добавить мелко рубленый лук, укроп, зеленый лук. Влить кефир, минеральную воду, майонез, сок лимона. Добавить по вкусу соль и перец. Тщательно перемешать и дать  настояться.  При подаче в окрошку можно добавить горчицу.