Культура

Ремонта не потребуется ещё 50 лет

За три недели до открытия Музыкального театра заместитель начальника Управления капитального строительства Дмитрий ГОРОХ пришел на нашу встречу прямо из театра, где полным ходом шел ремонт. Об этом свидетельствовали его пыльные ботинки. На первый концерт уже вовсю продавались билеты, а дел было еще невпроворот.
За три недели до открытия театра– Дмитрий Анатольевич, как вы оцениваете работу, ведь привести в порядок театр – это не то же самое, что отремонтировать жилой дом?
– Эта работа требует высокого профессионализма. У нас есть подобный опыт: вначале был Национальный театр, потом кукольный и вот теперь Музыкальный. Между прочим, он был построен за три года, и ровно через 50 лет начался его капитальный ремонт, который длится уже более трех лет. Но ремонтировать всегда сложнее, чем строить заново.
– Ремонт к тому же дело затратное?

– Стороннему человеку трудно понять, на что уходят деньги, ведь театр-то, по сути, остался тем же самым. Но дело в том, что современное оборудование, свет, звук сейчас совершенно не те, что были 50 лет назад. Все компьютеризировано.
Ремонт Музыкального театра обошелся в солидную сумму – более 320 миллионов рублей. Но сравните с Мариинским в Санкт-Петербурге: его ремонт оценен в ту же сумму, только в долларах. Мы вынуждены экономить на отделочных материалах: например, где-то вместо настоящего мрамора используем искусственный, вместо позолоты – покраску. Но экономить на оборудовании мы не можем, от этого зависят возможности театра.
– В зале будет хорошая акустика?
– Расскажу об интересном моменте. Когда вскрыли пол в оркестровой яме, то под ним оказался слой стекла от битых бутылок. Мы удивились и заподозрили было артистов в излишнем увлечении алкоголем. Но потом специалисты нам пояснили: оказывается, такова раньше была технология улучшения звука. Акустика в новом театре будет замечательная, над этим работают инженеры из Санкт-Петербурга.
– Мне показалось, зал стал меньше…
– Он и в самом деле теперь чуть меньше, потому что сцена сдвинулась буквально на метр, а оркестровая яма стала пошире.
– Люстры тоже будут новыми?
– Мы пытались сохранить по максимуму все, что можно. Огромная центральная люстра будет та же, но хрусталь пришлось заменить на новый, чешский, старый слишком потускнел.
– Были ли какие-то непредвиденности во время ремонта?
– Наш театр построен по типовому проекту. В то время в нескольких городах СССР возвели одинаковые здания, но в нашем есть одна особенность, которая приближает его к столичному уровню: скульптуры на фронтоне и барельефы великого Сергея Коненкова. Еще до революции он выполнял заказы императорской семьи и вернулся из Америки по личному приглашению Сталина. Я пытался выяснить, почему Коненкова послали в Петрозаводск, но в архиве нет этих сведений. То ли это была своего рода ссылка, то ли просто трудовая повинность за жизнь в Америке. Одним словом, нам повезло. Когда мы начинали ремонт, были уверены, что скульптуры бронзовые. Оказалось, и они, и барельефы сделаны из железобетона, что было значительно дешевле, но сложнее для изготовления. Они простояли 50 лет, и сейчас им потребовался лишь косметический ремонт.
– Сколько простоит театр без ремонта?
– Лет 50 простоит!

Фото автора
"Лицей" № 6-7 2009