Культура

Под крышей дома своего

12-2007d.jpgВремя от времени в городской афише появляется приглашение в «Домашний театр Баулиных». Подобный вариант индивидуального предпринимательства у нас впервые. Возраст театра еще небольшой – три года. Творческий список – три спектакля. Главные исполнители, естественно, Баулины, Людмила и Валерий, известная актерская пара, яркий пример тому, что «актер»  и «активный» однокоренные слова.

В годы пустых магазинов и кошельков семья поддерживала свой быт дачным огородничеством. В период расслоения общества, упадка культуры и повального дефицита сочувствия задумалась о социальной ответственности своей профессии.
Заслуженные артисты Карелии Баулины занимают достойную нишу в Государственном молодежном театре «Творческая мастерская». Идея домашнего театра пришла к ним не от простоя, хотя актеру всегда мало того, что есть. Не случаен привычно задаваемый журналистами вопрос: «А что бы вы хотели сыграть?» Путь от «хотели» до «сыграли» полон случайности и зависимости. Но вот общество сменило «детей лейтенанта Шмидта» на «детей капитана Гранта». А что если рискнуть? 

 

У Баулиных есть характер. Не всем было понятно их намерение, не все верили в возможность осуществления его. Но они были последовательны и настойчивы. Выстроили свою концепцию: театр – домашний, стало быть, дом и есть главная арена действий и главная тема. Театр общедоступный по всем позициям, максимально приближенный к зрителю, простодушный, с домашними интонациями, с эмоциональной правдой… Да, но есть ли такие пьесы? Оказалось, есть.
Первой стала «Гупешка» Василия Сигарева. Главный персонаж ее – домашний инквизитор, попирающий и любовь, и достоинство своей «половинки»… Героиня – этакая «песня о вечном терпении», лишающая жизнь высокого смысла и губящем обоих сразу …

Постановку осуществил режиссер Алексей Бабенко, ставший единомышленником актеров.
Пьеса давала возможность разностороннего обсуждения, состоялись даже спектакли-семинары с участием психологов. Но главное – его приняла публика. Сыграли «Гупешку» окола сорока раз. Реакция критиков была разной. Не все приняли идею социально-художественного проекта, действа, помогающего разобраться в делах житейских с помощью взгляда на себя со стороны…

Но начало положено, а дальше? Вот он есть, свой, пусть домашний театр… Свобода? Да, но рядом с ней ответственность, в первую очередь перед собственной профессией. Актер – артист… Актер – действующий, артист – художник… Подготовили еще один спектакль. Сделали запись, посмотрели – и играть не стали.

Вторым выпущенным спектаклем стал «Обед на двоих, приготовленный завтра» по пьесе Татьяны Катинской. Персонажей, поначалу не слишком понятных и даже не слишком приятных, обстоятельства заставляют нуждаться друг в друге. Но они упорно препятствуют сближению. Она  – прячась в вымышленное благополучие, он – в грубую ярость. И так хочется, чтобы они смогли договориться, но… Это «но» так и остается до последней минуты, когда, наконец, появляется надежда на обед вдвоем – пусть завтра…
«Человеку нужен другой человек» – такая простая истина…

Третьим – несколько неожиданным – стал моноспектакль Валерия Баулина «Сергей Есенин. Исповедь». А впрочем,  почему неожиданно? Ведь никто другой как сам Есенин заявлял, что «быт и искусство» неотделимы».
Есенин, будучи «крайне индивидуальным», остро переживал «эпоху умерщвления личности».
Композиция спектакля построена на фрагментах автобиографий поэта, написанных в разные годы, писем его и. конечно, стихов. В абсолютной гармонии с актером воссоздана звукорежиссером Василием Шлыковым музыкальная канва.
Есть у Есенина повторяющийся образ – жеребенок догоняет поезд и неминуемо отстает. «Конь стальной победил коня живого». Вот и жизнь поэта – «тягательство» живого человека с железной силой времени.
Зрители приняли предложенную версию и умом, и сердцем, соучаствуя с актером в постижении судьбы и дара великого русского поэта.

Домашний театр Баулиных живет «под крышей дома своего» – Дома актера. В небольшом зале нет сцены, зрители вполне по-домашнему располагаются на стульях.
Это –  к минусам? Как сказать? Ведь именно в этих – родных – стенах вспыхнул двадцать лет назад огонек новой  жизни – жизни замечательного театра «Творческая мастерская». Это был созданный талантливой группой актеров русского Драматического театра незабываемый спектакль «Завтра была война». Без декораций. Без кресел. По потребности творчества.
   Фото Василия ПЕТУХОВА

Лицей № 12 2007