Культура

Песенный край

Прошло 30 лет с момента выхода сборника «Песни Карельского края», но музыканты до сих пор интересуются: «Нельзя ли достать еще экземпляр»? Поистине знаковое издание для нашей республики и города.

Первые публикации музыкального фольклора народов Карелии появились не так давно, около 70 лет назад. И каждая из них открывала нечто новое. Погружение в истоки народной культуры с каждым разом становилось все глубже. Сборник 1977 года стал этапным в процессе отражения песенной традиции. В нем впервые столь полно предстал полиэтнический облик края: карельские песни Севера и Юга республики, песни ингерманландцев и русского Обонежья.
Музыковед Т.В. Краснопольская знает, что за страницами книги стоит огромная работа с хранителями песенных традиций, с молодыми собирателями-студентами, прошедших благодаря этой работе свою жизненную школу, с фольклористической литературой, отражающей песенные традиции всей России: 
– Я горжусь тем, что это настоящее научное издание по-прежнему и поют, и читают, о нем говорят.
По справочным материалам можно проследить «географию жизни» каждой песни этого собрания: где и когда она звучала за последние 200 лет. Такой подход позволяет увидеть связь Карелии с певческой традицией всей России.
Один из ведущих композиторов Карелии Александр Белобородов имеет и солидный стаж собирательской работы. В конце 60-х годов он студентом записывал песни для сборника. – На «Песнях Карельского края» вырастают все мои ученики-композиторы, – говорит он. – Студенты пользуются им как учебником. Если сборник Л.М. Кершнер «Карельские народные песни» – это научная антология старинной песни Карелии, то в «Песнях Карельского края» наиболее полно представлена песенная культура всех народов республики.  
Молодой композитор Виктория Сергеенко, которая в последнее время много и плодотворно сочиняет. Она признается:
– Книга остается для меня основным источником, из которого композитор может «напитать» свои произведения исконным местным мелодическим материалом. Это моя настольная книга. Некоторые песни полностью ложатся в основу произведений. А мотивы песни «Ты река ли моя, реченька» – лейтмотив, сопровождающий меня на всем творческом пути. В настоящее время совместно с вокальным  квинтетом «Летнее время»  мы работаем над джазовыми обработками карельских напевов.
Музыкальные коллективы города до сих пор черпают идеи для своих концертных программ в этом собрании. Генрих Туровский неоднократно говорил, что ансамбль «Тойве» вырос на песнях северного раздела сборника, в который вошло все только самое лучшее.
В письме из Праги, чешский музыкант Милан Салих ссылается на авторитет классика чешской музыки Л.Яначека: «Сборник подготовлен очень хорошо. Пояснительная часть тоже выполнена великолепно и является весьма конкретной, что очень важно. Могу сказать, что сборник создан точно так, как этого требовал некогда у нас Леош Яначек, указывая, что народная песня вырастает из жизни, конкретных переживаний, потребностей и труда народа. Замечательная, действительно современная работа!»