Культура

Подозреваются только любящие

О спектакле Студенческого театра имени  Ю.А. Сунгурова  ПетрГУ
по пьесе Роббера  Тома «Восемь любящих женщин»
  
{hsimage|Сцена из спектакля||||}Любительский театр ПетрГУ – явление для нашего времени уникальное. Прежде всего потому, что он начал действовать с 1952 года и не прекращал своей работы ни на минуту. Особенность современного российского любительского театра в том, что если когда-то в актеры рвался чуть ли не каждый, то в наше меркантильное время на вопрос: «А что мне за это будет?» – гамлеты и офелии, получив честный ответ: «Ничего», – сразу уходят, не желая тратить сил и времени на сиюминутную славу.
Особенность конкретно университетского  студенческого театра в том, что в нем главную роль играли и играют бывшие студенты, навеки отравленные театром. Одни еще при самом Ю.А. Сунгурове, другие позже. Но любовь к театру у этих людей вечна и неизменна. И хотя театр любительский, его спектакли оцениваются по достаточно высоким меркам. И не всегда обязательно положительным.
Последняя работа театра  (режиссеры Г.  Михайлюк и Л. Прохоренко) сделана по пьесе, которая была популярна в СССР в 60 – 70-е годы. В какой-то мере она, конечно, беспроигрышна: детективный сюжет всегда держит внимание зрителя. Но для настоящего успеха необходимы точно переданные характеры героев и актерский ансамбль. Здесь это есть.
 
Сюжет пьесы достаточно оригинален. Обычно в детективах подозревается большинство героев, у которых есть причины убить некоего человека, часто не очень хорошего. Здесь же наоборот. Убит хороший человек, которого все любили. Убит кем-то из восьми любящих. И видимых причин для его убийства нет. Парадоксальные по своему характеру события разворачиваются в богатом особняке вдали от больших городов. Буржуазная семья, члены которой иногда могут пожаловаться только на скуку, внешне вроде бы вполне порядочны. При ближайшем рассмотрении милые дамы оказываются пауками в банке.
{hsimage|Сцена из спектакля||||}В советские времена пьеса  прошла по многим сценам страны как едкая сатира, обличающая «их» нравы. Сегодня она воспринимается по-другому. Ее можно толковать как реальную историю из жизни новых или почти новых русских. Назовите героинь пьесы Машами и Аллами, и никто не догадается о ее французском происхождении.
В загородном особняке кроме  главы семьи живут семь женщин. Главная из них Габи, жена хозяина (Нина Кобрина), элегантная, внешне несколько суховатая, но весьма чувственная особа, умеющая скрывать эти самые чувства. Бабушка (Маргарита Мелех), мать Габи, явно спекулирует своей болезнью и, возможно, акциями. Сьюзен, старшая дочь (Дарья Верещагина), студентка, стремящаяся к познанию истины, но обремененная своими тайными проблемами. Младшая дочь Катрин, школьница. Ее легко, непосредственно и ярко (этакая обезьянка!) играет Людмила Белая. Характер взбалмошной, обремененной комплексами, живущей постоянно на грани нервного срыва сестры Габи Огюстины точно и достаточно тонко передает Светлана Пальшина. Почти членом семьи стала сдержанная верная дому экономка (Любовь Чупрына). В число домочадцев вряд ли сумеет вписаться наглая и хамоватая совсем не по-французски, а по-русски новая горничная Луиза (Анна Выжимова). Дополняет этот террариум, не допускаемая в дом, презираемая всеми домочадцами якобы за аморальность сестра хозяина дома Пьеретта (Лилия Теплова).
{hsimage|Сцена из спектакля||||}Сценическое общение этих милых монстров друг с другом содержит некий электрический заряд и интригующе действует на зрителя. Этому  способствуют точно подобранная музыка и шумы (Леонид Кондратов). Обстановка гостиной особняка, выполненная достаточно скромными средствами, при обживании ее героинями убеждает зрителя в правдивости (художник Михаил Григорьев).
Спектакль держит зрителя в постоянном напряжении. Без сомнения, в нем как в  любительской работе есть недостатки (некоторые «недо-» и «пере-»), но указывать это не хочется, потому что артисты-любители, конечно же, заслуживают слов благодарности.
P.S. При всем при том меня обуревает такая мысль: в наше бурное время, по-моему, легко ставить спектакли о, так сказать, милых, но не очень благонравных дамах. А вы попробуйте поставить пьесу о хорошей женщине…
 
«Лицей» № 11 2009