Культура

Экстрим в жизни музыканта

Сергей АнтоновСергей Антонов, триумфатор последнего конкурса Чайковского, выступил в Петрозаводске

5 октября в Большом зале филармонии вместе с симфоническим оркестром под управлением нового художественного руководителя и главного дирижера Мариуса Стравинского Сергей Антонов исполнил Концерт для виолончели с оркестром английского композитора рубежа XIX–XX веков Э. Элгара. Петрозаводское исполнение стало значимым и для самого Сергея, поскольку публично он играл его впервые, и играл замечательно.
Имя Сергея Антонова хорошо известно в Карелии и музыкантам, и тем любителям, кто посещает филармонические концерты и прежде всего фестивальные. В июне этого года он блестяще выиграл Международный конкурс имени П.И. Чайковского.
Сергей родился в семье двух виолончелистов, прошел обычный учебный курс – сначала в ЦМШ при Московской консерватории (необычно только то, что учился он у собственной мамы, Марии Журавлевой), затем в консерватории, где его педагогом была и остается профессор Наталия Шаховская, в свое время тоже ставшая лауреатом конкурса Чайковского.
Исполнительских побед на различных конкурсах Сергей начал добиваться еще в школьные годы, продолжив это делать на консерваторской скамье. К этому следует прибавить участие в музыкальных фестивалях, выступления в качестве солиста в крупнейших залах мира, записи компакт-дисков. В прошлом году, то есть за год до победы в конкурсе Чайковского, Московская филармония предложила Сергею пятилетний контракт в качестве солиста. Это беспрецедентный случай в филармонической практике. Включившись в интенсивную концертную деятельность, Антонов продолжает заниматься сразу в двух аспирантурах – в Московской консерватории и в Hartt School of Music (Бостон, США).
Сейчас Сергею Антонову 24 года, а впервые в Петрозаводске он появился в 2000 году, приняв участие в конкурсе-фестивале «Музыка. Юность. Надежды» Петрозаводского музыкального училища. Произошло это благодаря инициативе Виктора Горина, который выбрал юного виолончелиста из группы предложенных ему для прослушивания учащихся Московской школы-десятилетки. С той поры Сергей неизменный участник всех фестивалей, осуществляемых Гориным, – в Костомукше, Кондопоге, Петрозаводске.
Он выступал как солист, как ансамблист, как участник камерного оркестра, работавшего с Дорой Шварцберг. Сергей на редкость отзывчив на любое творческое предложение, всегда идет навстречу – даже тогда, когда сам попадает в очень сложную ситуацию. В прошлом году в рамках II фестиваля искусств «Белые ночи Карелии» он исполнял Виолончельный концерт Шостаковича. Концерт проходил 2 июня, а на следующий день у Сергея был выпускной государственный экзамен в консерватории! Он выступил и на следующий день прямо с поезда поехал на экзамен. Сыграл великолепно и получил отлично с плюсом, что не так часто случается даже в столичной консерватории.
Жизнь музыканта-исполнителя требует от человека максимального напряжения сил и подчас огромного мужества. В невероятно сложные обстоятельства Сергей попал перед третьим туром конкурса Чайковского. Заявки с программами претендентов подаются за полгода, и к началу конкурса оркестры должны быть в полной готовности. Каково же было недоумение Сергея, когда, явившись на репетицию за два дня до третьего тура, он узнал, что к исполнению заявленной им Симфонии-концерта Прокофьева для виолончели с оркестром исполнители и дирижер не готовы! Если бы на месте Сергея оказался конкурсант из другой страны, разразился бы настоящий международный скандал.
Можно только догадываться, что в этой экстремальной ситуации пережил молодой музыкант. Но именно в такие моменты истины и проявляется настоящий характер борца. Выход нашли: Прокофьев был заменен концертом Дворжака. Результат известен: I премия и золотая медаль.
Недаром в числе увлечений Сергея экстремальные виды спорта, они помогают ему вырабатывать бойцовские качества. Но, полагаю, исполнение произведения Прокофьева было Антонова принципиальным. В последние годы он много общался с Мстиславом Ростроповичем, и выбор Симфонии-концерта для исполнения в третьем туре наверняка происходил не без его участия. Ростропович практически стал соавтором творения композитора, с которым в последние годы его связывали теснейшие человеческие и творческие узы. Можно предположить, что в Сергее Антонове Ростропович видел достойного интерпретатора прокофьевского сочинения. Ко всему прочему возглавлять конкурс виолончелистов должен был именно он, если бы не роковые события. Как видим, многое сплеталось в том, что должна была звучать именно Симфония-концерт.
У Сергея есть все задатки большого музыканта. Хочется надеяться, что когда он им станет, Петрозаводск по-прежнему останется одной из любимых точек в его гастрольной карте.
«Лицей» № 11 2007