Культура

Поединок с Судьбой

Фото  Александры ИгумновойВ Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова состоялся концерт из музыки Бетховена.

 

В программу вошли известные сочинения великого композитора: увертюра «Кориолан» и Концерт для фортепиано с оркестром №2 в первом отделении и бессмертная Симфония №5 во втором. Исполнители: Симфонический оркестр студентов консерватории, дирижер – Владимир Стачинский, солистка – Людмила Фридбург (фортепиано).

 

Об этом композиторе сказано и написано очень много, его музыка звучит повсюду, и вряд ли он нуждается в рекламе. Однако если главный мотив Пятой симфонии узнают даже люди далекие от музыкальной сферы, то о произведениях первого отделения смогут рассказать уже немногие.

 

Бетховен написал только одну оперу, «Фиделио». И хотя композитору много раз предлагали различные либретто для новых опер, интересные ему и не очень, по разным причинам дело доходило в лучшем случае до самых общих эскизов.  И все же Бетховен писал музыку к драматическим спектаклям.

 

Увертюра «Кориолан», открывшая этот концерт, по словам московского музыковеда Л. Кириллиной, является самым удивительным и загадочным его опытом такого рода. Написанная в 1807 году к трагедии Генриха Йозефа фон Коллина, она была первой увертюрой Бетховена к сугубо драматическому спектаклю, и единственная, за которой не следовали другие музыкальные номера. Коллин по-своему видел образ главного героя в своей пьесе, в отличие от Плутарха или Шекспира. Его Кориолан, легендарный римский полководец времен Древнеримской Республики предстает не столько воином, сколько своеобразным философом, строящим свою концепцию жизни на, как выяснится, ложных принципах. И вариант Коллина был близок Бетховену именно своим романтизированным героем, почти шиллеровским бунтарем. Нельзя не забывать и наполеоновскую эпоху, в которую интерес к такому сюжету не случаен: Бетховен видел родство личностей Кориолана и Наполеона и, вероятно, хотел высказаться на эту тему. Увертюра оказалась уникальной в творчестве Бетховена тем, что это единственное симфоническое произведение композитора драматического плана, к которому нельзя отнести известную формулу «через борьбу к победе».

 

Студенческий оркестр Петрозаводской консерватории уже исполнял увертюру «Кориолан» в октябре на аспирантском экзамене под управлением Александра Гореванова. По словам дирижера Владимира Стачинского, «оркестру было несложно её вспомнить».

 

Второе произведение, прозвучавшее в первом отделении, представляет собой самый ранний из венских фортепианных концертов Бетховена – Второй концерт для фортепиано с оркестром. Композитор начал работу над ним еще в 17 лет, однако как минимум трижды его переделывал, поэтому сочинение увидело свет только спустя 14 лет, уже после выхода Первого концерта. Первоначальные версии были написаны Бетховеном в подражание  стилю своего тогдашнего кумира – Моцарта, но в окончательном варианте уже отчетливо заметен и собственный бетховенский стиль. От Моцарта осталась лишь общая идея концерта как «лакомого кусочка», некоторые темы выдержаны в моцартовском тоне, а также фортепианные приемы ориентированы на характерно моцартовскую ювелирно отточенную мелкую технику. Зато особенности музыкального языка, логика мышления и понимания каждой из трех частей – типично бетховенские, свойственные ему и в более поздних сочинениях.

Людмила Фридбург. Фото  Александры Игумновой
Людмила Фридбург. Фото Александры Игумновой

На концерте партию фортепиано исполнила доцент кафедры специального фортепиано Людмила Фридбург. Идея сыграть этот концерт витала очень давно, 11 марта она успешно воплотилась в жизнь. Людмила Ремовна признается, что специально выучила это произведение для концерта, и нисколько не считает его ранним:

– В нем присутствуют все черты зрелого композитора: тематические контрасты, драматизм, строение концерта. Каденцию к первой части я считаю одной из самых трудных у Бетховена, а в финале встречается немало виртуозных элементов. Концерт привлекает своей жизнеутверждающей силой и ритмической энергией.

 

Публике настолько понравилась игра Людмилы Фридбург, что солистку вызвали на «бис», и прозвучала Прелюдия ми-бемоль мажор Рахманинова из 23 опуса. После чего к Людмиле Ремовне выстроилась целая очередь из студентов, желающих лично поздравить любимую пианистку и подарить букет цветов.

 

 

Второе отделение концерта было посвящено одному из самых популярных, мощных и великих творений классической музыки – Симфонии №5 Бетховена. Драматургия этого произведения противоположна «Кориолану» и ярко иллюстрирует идею «от мрака к свету». Это личная драма художника, его поединок с Судьбой, чей короткий мотив «стучится» на протяжении практически всей симфонии и борьба с которой возвышается до универсальной парадигмы победы. Судьба, которая воспринималась Бетховеном как сила, испытывающая духовную стойкость не только отдельного человека, но и то целое, что композитор называл «страдающим человечеством».

 

Симфония состоит из четырех частей, однако она слушается буквально на одном дыхании благодаря яркости своих образов и идеально построенной драматургии. Слушатель неотступно следит за развитием «событий», его внимание ни на секунду не ослабевает в течение всех тридцати минут звучания музыки. А композиция, воспринятая современниками как стихийно романтическая, на самом деле отличается исключительно четко выстроенной архитектоникой.

 

Лариса Кириллина в первой части своей книги «Бетховен» указывает на интересный факт: известный пианист и педагог XIX века Карл Черни вспоминал, что тему Судьбы, за трансформациями которой слушатель всегда внимательно следит, Бетховену навеял крик лесной птицы. Это в стиле творческого мышления Бетховена: из малозначительного и порой обыденного звука композитор мог создавать феерические импровизации. Вопросительный, неопределенный, мотив Судьбы все время показывает себя с разных ракурсов, раскрывая все новые грани своих выразительных возможностей. То это тема злого рока, то скорбная перекличка струнных, то ликующая фанфара.

 

Пятая симфония была завершена композитором в 1808 году, когда Бетховену исполнилось 38 лет. Глухота его прогрессировала, Австрия была оккупирована французскими войсками, и неудивительно, что именно в это непростое время композитор создает такую сильную по эмоциональному содержанию музыку.

 

Симфонический оркестр консерватории впервые исполняет это сложное произведение великого композитора. Идея возникла после участия оркестра в совместном Норвежско-российском проекте Symfonisk sammspill 28 сентября 2013 года, после чего гости из Норвегии предложили нашим музыкантам гастроли в сентябре 2014 года. В результате опроса норвежской общественности была сформирована гастрольная программа, среди которой и Пятая симфония Бетховена.

 

На мой вопрос о том, как справились студенты с такой непростой музыкой, Владимир Стачинский ответил так:

– Обращение студенческого коллектива к творчеству Бетховена всегда очень ответственно и вместе с тем чрезвычайно полезно для воспитания ансамблевой слаженности, оркестрового «чувства локтя», чувства ритма и стиля, а также раскрытия в целом способности донести музыкальные идеи автора до публики.

И музыка действительно прозвучала хорошо, несмотря на некоторые расхождения групп инструментов в стремительных пассажах. Людмила Ремовна отмечает, что «уже к концу репетиций и на самом концерте оркестр стал полноправным партнером».

 

Несмотря на отсутствие большой рекламы концерта (было распечатано только шесть афиш), в зале было достаточно много разной публики: в основном преподаватели и студенты консерватории, ученики музыкальных школ и их родители, а также просто любители музыки.

 

– Концерт вызвал живой интерес, так как столь насыщенная и сложная по профессиональным требованиям программа всегда заслуживает внимания истинных ценителей симфонического искусства, которых немало в нашем культурном городе, – отмечает Владимир Стачинский.

 

Публика уходила из зала вдохновленной музыкой великого композитора, можно было ощутить ту единую эмоцию, которая буквально витала в воздухе после бурных аплодисментов. Искреннюю благодарность Владимиру Стачинскому выразила Людмила Фридбург, за его терпение, профессионализм и артистизм. Будем надеяться, что подобные концерты и в дальнейшем будут радовать нас и пожелаем оркестру успехов на гастролях в Норвегии.

Об авторе. Александра Игумновастудентка IV курса Петрозаводской консерватории

.