Культура

С «Экспромтом» в Германию и Китай

Самое большое количество русских слушателей было на концерте… в тюрьме. Заключенные идут, потому что русская музыка для них, как они говорят, кусочек родины.

Квартет русских народных инструментов «Экспромт» Карельской госфилармонии с гастрольными турами побывал в Китае и Германии. Музыканты поделились своими впечатлениями о поездке.

Поездки в Германию для «Экспромта» являются традиционными: три раза в году квартет проводит там приблизительно по месяцу, выступая в камерных залах, церквях. На этот раз состоялось восемь концертов. Обычно на концерты ходят местные жители, русскоговорящих встретишь редко, а немцам интересны и наша музыка, и наши инструменты. Правда, бывают исключения – самое большое количество русских слушателей было на концерте …в тюрьме. Там посещение концерта тоже дело добровольное, но заключенные идут, потому что русская музыка для них, как они говорят, «кусочек родины».

 

 

Поездка в Китай была необычной по многим причинам. В Петрозаводской консерватории учатся китайские студенты, и когда менеджеру, курирующему их пребывание в России, пришел запрос на камерный коллектив с Северо-Запада страны, было принято решение показать наш квартет. Во втором отделении выступала хорошо знакомая нашей публике певица из Сыктывкара Ольга Сосновская.

Большой театр Шанхая проводит в течение года музыкальный фестиваль, приглашая артистов разных стран. Всё было интересно: театр в виде старинного китайского дома, зал, хотя и традиционный, с балконами, очень большой, современный, на полторы тысячи мест. На стене ракушка – своеобразное устройство, с помощью которой можно менять акустику. Микрофонами пользоваться не принято.

На такие концерты в отличие от дорогостоящих оперных ходит публика очень демократичная, простая, так называемый средний класс: чай пьют прямо во время концерта, приходят с огромными котомками, хотя на обороте программки прописан этикет. Перед самым выступлением выходит женщина с плакатом, где иероглифами написано что-то вроде «тишина», «концерт начался».

Вообще, для того, чтобы приобщить китайский народ к культуре, правительство делает очень много: целевые концерты, доступные билеты (недорогой билет стоит около 400 рублей), приглашения. Чем-то напоминает советское время. Интерес к музыкантам огромный: музыкантов «Экспромта» начали снимать, как только они вышли из автобуса перед театром, у каждого брали интервью, фотографировали, расспрашивали про инструменты.

Вероятно, ждали известной музыки, например «Калинку-малинку». Во всяком случае, когда во втором отделении Ольга Сосновская пела де Фалья, Шостаковича, ее принимали тепло, но когда в конце она исполнила  «Подмосковные вечера», все взревели от радости.

«Экспромт» играл Астора Пьяццоллу, русскую народную музыку, романсы, произведения Гаврилина, Россини, Джанго Райнхардта. Эта музыка слушателям была незнакома, но, судя по всему, понравилась.

На творческой встрече в Академии музыканты показывали свои инструменты, рассказывали о них, а китайские студенты показывали свои. Домре 400 лет, а китайский студент достает инструмент, которому две тысячи лет!

Остались впечатления о новой стране: удивительно много людей на улицах (население Шанхая – 24 миллиона человек), центр – настоящий европейский сити или Нью-Йорк, небоскребы, башня едва ли не самая высокая в Азии. А рядом городской парк.  В беседках музыканты играют на народных инструментах, люди подходят к ним и поют, такое китайское караоке. В общем, сочетание модерна и традиции.

Музыканты благодарны доброжелательным сопровождающим: ребятам из Академии и переводчице, без нее пришлось бы туго, по-английски в Китае говорят только очень образованные люди. Путешествовать  здорово! Но почаще хотелось бы выступать перед своей публикой. Она замечательная.

 Елена Петрова

Фото из архива квартета «Экспромт»