Культура

Украшает ли скромность оперетту?

Заметки о премьере «Летучая мышь» в Музыкальном театре РК
{hsimage|Адель — Надежда Павлова ||||} Начнем с истории постановки оперетты в Петрозаводске (прошлогодняя неудача мертворожденной «Мыши» не в счет).  В 1957 году на сцене нашего театра она была поставлена М. Дубянской. Любимый зрителями спектакль прожил достаточно долгую жизнь.
 
Я, например, увидел его в 1960-е годы и принял не хуже, чем спектакли Московской оперетты, с которыми был знаком. Радовала синтетичность спектакля. Музыка, вокал, балет, текст являли единый радостный сплав. А гениальный комик Залман Эстрин в роли тюремщика заставлял зал покатываться со смеху. Особенно смешила его постоянная отсебятина, совсем не чуждая для опереточных комиков.
Приятные воспоминания навевает и «Летучая мышь» 1994 года с Людмилой и Владимиром Недвижай в постановке В. Шестакова. Осталось впечатление легкости, воздушности, грациозности. И наконец  долгожданная «Летучая мышь-2011», режиссер Ольга Мухортова. (Напомню, что  текст М. Вольпина, Н. Эрдмана.)
 
{hsimage|Розалинда — Анастасия Аверина, Генрих — А.ндрей Макаров ||||} Опереточный Петрозаводск уже начал привыкать к своему новому оперному статусу. «Травиата» и «Паяцы» немало этому способствуют. Но мы любили, любим и … не знаю, не знаю, будем ли ее, оперетту, любить.
После спектакля я спросил одну искушенную зрительницу со стажем:
— Ну как тебе?
— Очень много хорошей музыки, — ответила она.
— А остальное?
— А остального мало.
Так чего же показалось мало?  На мой взгляд, легкости в движениях. Я не имею в виду только физические движения.  В любой оперетте непрерывно поют, танцуют, болтают всякую смешную чушь, создавая зрелищную гармонию, которая навсегда оставляет в душе зрителя брызги шампанского. В нашем же спектакле пение отдельно, диалоги отдельно,  балет отдельно, да и тюрьма как-то очень уж отдельно. Причем и не смешно и не страшно.
 
У всех исполнителей прекрасные голоса. Розалинда (Анастасия Аверина) – подлинная героиня. Впервые я услышал и увидел ее в «Паяцах» (Недда) и был очарован не только ее голосом, но и пластикой. Про себя  подумал: а ведь она могла бы и в оперетте сыграть. Сыграла. Прекрасно.
Надежда Павлова (Адель) уже несколько сезонов любимица петрозаводских зрителей.  Ее пение постоянно в полете. Вспомним «Риту»  Доницетти.  У актрисы мгновенная и точная реакция на то, что происходит с ее героиней. За ней интересно наблюдать даже тогда, когда она молчит. По-моему, это для оперетты –  высший пилотаж. Но иногда мне казалось, что сцена для ее героини несколько великовата. Возможно, я уже привык к Н. Павловой на малой сцене.  Под стать Адели ее партнер Фальк (Александр Стрелков), тоже опытный опереточник. То, что делают на сцене Адель и Фальк, по-настоящему легко и весело. Но, простите, они же на сцене не одни!
Вокальные партии Айзенштайна (Андрей Макаров), Альфреда (Роман Корен) и Франка (Андрей Блаховский) сделаны хорошо, но, на мой взгляд,  без ожидаемого блеска. Хотелось, чтобы они были легче.
В оригинальных балетных номерах Ирины Новик несколько смущает парочка барышень в балетных пачках, но солистка Марина Зинькова на сдаче спектакля была хороша.
 
Понятно, что молодым оперным артистам довольно трудно быстро войти в оперетту. Но они, я верю, справятся. Для этого нужно больше репетиций. В оперетте, думаю, режиссура еще важнее, чем в опере. Но режиссер уже выпустил спектакль. Возможно, настоящий опереточный кураж придет к исполнителям во время обкатки спектакля. Хочется в это верить. Оперетта приобретет тогда свой настоящий шарм.
Пока наша «Мышка» достаточно профессиональна вокально, но как-то уж странно скромна. А скромность оперетту не украшает.