Главное, Культура

Лэнд-арт в пойме Лососинки

Петрозаводск подобное увидит впервые. Международный фестиваль лэнд-арта «Карелфест» откроется  31 июля.

Карельский художник Владимир Зорин, которого  петрозаводчане знают прежде всего как автора оригинальных скульптурных композиций на фасаде Театра кукол, в соседней Финляндии, знают в ином качестве. По словам искусствоведа из Оулу Янне Кауппинен,  он «больше известен  как энвайронмент-арт (environment – окружающая среда. – Ред.) художник, участвовавший в многочисленных международных арт-проектах. Многие годы он  работает в разных регионах Финляндии, создавая различные средовые объекты. Одна из частей творческой деятельности Владимира Зорина – руководящая и организаторская».

Зорину мало участия в проектах, он взвалил на себя еще и организацию международного лэнд-арт фестиваля в Карелии. Вопреки всему четыре года фестиваль держался на чистом энтузиазме художников, не могущих не творить.

График Владимира настолько плотен, что иногда между фестивалями по обе стороны границы он едва успевает выпить дома чашку чая. Так было и в начале июня, когда он участвовал сразу в двух фестивалях.

Один проходил в деревне Мёхкё в Северной Карелии Финляндии. Она расположена в двух километрах от российской границы и знаменита музеем под открытым небом. Выставка, посвященная «карельскости»,  представила 15 финских художников, а от России  только Зорина.  В этом году экспонировались и живопись, и фотография, и керамика – в галерее, амбарах, музейных помещениях деревни Мёхкё, города Иломантси и в Национальном парке Петкельярви. Владимир выступал как представитель лэнд-арт направления.

zorin– «Мёхкёнвирта 2014» довольно крупный арт-фестиваль, проводимый известным художником, куратором Тойво Ясканеном уже в пятый раз, поддержанный Финансовым фондом культуры Финляндии, – рассказывает Владимир Зорин. – Это очень популярное для посещения место, несмотря на свою отдаленность.  Мне вообще нравится работать в Финляндии, потому что там всегда замечательная организация. Материалы, инструмент предоставляются  безукоризненно по заявке участников.

– Какой образ «карельскости» представили вы на фестивале?

– Я использовал символические образы снопов ржи или пшеницы, которые когда-то были у нас в Карелии, например, на полях Заонежья, ныне заброшенных, но когда-то и там кипела жизнь. Я сделал около 40 таких снопов из ивняка и цветной пленки. Работал до позднего вечера каждый день. Между деревней Мёхкё и деревнями Заонежья наблюдается чудовищный контраст. Меня в очередной раз поразило, что в Мёхкё всё и все работают, работа начинается с раннего утра: моют, например, мост, стригут траву, пилят что-то, чувствуется рабочий отлаженный процесс.

– Сразу после финского фестиваля вы были участником фестиваля в Кронштадте. Какие впечатления, в чем разница в организации? Что показывали вы на этот раз?

–  Очень давно хотел попасть на «Кронфест», побывать в этом легендарном городе. Меня давно туда приглашали и вот, наконец, у меня получилось выкроить время. Город оставил противоречивые впечатления: центр более-менее ухожен, а в целом ощущение разрухи, заброшенные здания с обшарпанными заборами, обмотанными колючей проволокой… В фестивале участвовали художники из разных стран, в том числе из Израиля, Великобритании, Дании, Финляндии, Эстонии. Этот  экологический фестиваль посвящен средовой, или уличной скульптуре, созданной  из мусора и природного материала. Поскольку в последние годы я много работаю над темой знакизма, исследую знаки, то выбрал для представления знак USB – это знак соединения в компьютере.  Фестиваль же посвящен Финскому заливу Балтийского моря, а знак напоминает якорь, именно поэтому я его использовал. Меня волнует тема  экологии, ведь все чудеса, связанные с техникой, которой мы все с удовольствием пользуемся, отслужив, быстро становятся грудой мусора. Просто страшно представить, сколько кубометров этого мусора ежедневно вывозится из Санкт-Петербурга! Длина моего объекта около восьми метров, причем мне удалось включить в него два дерева, что еще больше подчеркивает проблему: вот что мы оставляем нашим потомкам, из чего в будущем будут подниматься растения.   Вся форма была заполнена найденными мною там техническими элементами и механизмами от машин, детали от каких-то устройств, реле, компьютеров. Также в рамках этого фестиваля у нас был  круглый стол в Музее скульптуры в Петербурге «Ландшафтное искусство в современной международной художественной практике», где я рассказал о своих работах и о карельском движении лэнд-арта.

– Владимир,  знаю, что вы несколько лет проводили карельский лэнд-арт фестиваль  в Олонце и в заонежской деревне Толстиково. И вдруг в этом году он впервые Петрозаводск…

– Да, нашу идею неожиданно поддержала мэр Петрозаводска Галина Ширшина. Тема фестиваля очень карельская – «Дерево». Известны предварительные эскизы того, что будут делать участники фестиваля. Нам удалось расширить количество принимаемых гостей-участников до 10 человек, в деревне  было ограниченное количество. Пять авторов приедут из Финляндии, некоторые из них, такие как Анне Пехконен и Юрки Поуссу, известны у себя на родине,  принимали участие в некоторых арт-проектах в Петрозаводске.

– Уже известно, где будет расположена площадка для художественных объектов?

– Да, место замечательное – пойма реки Лососинка со стороны Музыкального театра. Фестиваль будет проходить в течение недели, и в его рамках, кроме представления лэнд-арт объектов намечены разные интересные действа. Например, на площадке Национального театра будет проходить фотовыставка. На ней будет представлен проект «Комментарий», который в течение трех лет готовили с художниками из Хельсинки. На вернисаже с оригинальным перформансом «Точка назначения»  выступит группа художников из Хельсинки. Думаю, программа фестиваля покажется петрозаводчанам насыщенной и интересной.

– А как  созданные художниками объекты будут охраняться, ведь культура созерцания у наших граждан не столь высока как в соседней Финляндии?

– Это больной вопрос. Есть люди, которым мешает всё.  Мы беспокоимся об этом и предупредили всех авторов, чтобы объекты были антивандальными. Если мы не хотим выглядеть отсталыми варварами, мы все-таки должны пытаться постепенно внедрять современное искусство в нашу городскую среду. Современной техникой: компьютерами, машинами и телефонами мы научились пользоваться, искусство сегодняшнего дня тоже должно вживаться в город, тем более есть такое прекрасное начинание как наша набережная.

 Фото автора  и из архива Владимира Зорина