Культура

Пророческий взгляд художника

 
{hsimage|А. Трифонов. Автопортрет. 1980 год ||||} Известному карельскому мастеру, заслуженному художнику РК Александру Трифонову сегодня исполняется 65 лет.
 
До 9 мая в Музее изобразительных искусств работает его персональная выставка «Другая реальность», приуроченная к юбилею художника.
 
Работы, о которых идет здесь речь, не включены в экспозицию, тем менее они в определенной степени стали программными в его творчестве.
 
«Александру Тифонову веришь, даже не до конца понимая его картины. Они волнуют своей неразгаданностью,  порой тревожат и всегда заставляют задуматься,  дорасти до хода его мысли, — пишет искусствовед Серафима Полякова. – Так работа, написанная в 1983 году «Взгляд из прошлого» оказалась пророческой: то, о чем предупреждал художник, увы, сбылось.

Прекрасная дама с жемчужным ожерельем с картины  итальянского художника эпохи Возрождения Пьеро делла  Франческо торжествует в картине над обыденной реальностью, побеждая ряды зловещих серых фигур. Она символизирует красоту,  духовность и как бы предупреждает о грядущей опасности.
 
{hsimage |А. Трифонов. Взгляд из прошлого. 1983 год||||} Можно сказать, что А. Трифонов еще в 80-е годы предчувствовал нынешнее время – время поделок, мишуры и массовой культуры».

Цитату из искусства прошлых веков как способ разговора с современниками А. Трифонов использует и в ряде своих других работ, в том числе в автопортрете 1980 года, когда он поместил рядом с собой юную Сару Фермор со знаменитой картины кисти Ивана Вишнякова, одного из самых загадочных художников XVIII века. Предоставим еще раз слово  искусствоведу Серафиме Поляковой.

«Он умен, красив, благороден – некий идеальный образ молодого человека как в портретах XVIII века. Но не будем спешить с выводами. Поглядывая на изящную фигурку прелестной девочки в серебристом платье, художник ХХ века как бы ведет с ней немой диалог, вовлекая в него зрителей.  И, похоже, они понимают друг друга… Заданная художником, не склонным к самолюбованию,  на холсте пластическая игра увлекает его и людей, которые смотрят картину. Я не раз наблюдала это в залах музея».
Это же можно сказать и о работах последних лет, представленных на выставке в Музее изобразительных искусств РК. Александр Трифонов  никогда не ставил перед зрителем простые задачи. Но,  решая их вместе с художником, каждый получает возможность «стереть случайные черты» с окружающего его мира.

Обе работы А. Трифонова, о которых идет здесь речь, находятся в коллекции Музея изобразительных искусств Карелии.