Главное, Культура

«Бабушка, которая «хочу!»

nadezda_makarova1Культурный работник

Так, шутя, говорят про Надежду Макарову в поселке Ондозеро Муезерского района.

 

 

Работник культуры на селе – это как первый парень на деревне. Но уж так повелось, что в сельском клубе почти всегда заправляет женщина. У мужчин другой работы в деревне невпроворот, не до культуры, прямо скажем. И тут все на женских плечах. В былые времена центром духовной жизни в деревне была церковь, потом ее заменил клуб. Именно от работника культуры на селе и по сей день зависит общий настрой людей.

Надежда Макарова по характеру – прирожденный работник культуры. В юности мечтала стать только библиотекарем, но недобрала балла при поступлении,  и пошла на другую  специальность  –  киномеханик плюс директор клуба.

– А когда пришло время распределения, – вспоминает Надежда, –  поехала вслед за подружкой в Муезерский район: она в Ругозеро, а я в Ондозеро. Приехала туда зимой. Далеко, темно, холодно, ужас! Дали комнатку, а мне страшно одной. Потом  тетя моя ко мне приехала. Так и жила со мной целый год, пока я не обвыклась. Я-то молодая была, но приняли меня в селе хорошо….

Мы сидим с Надеждой Анатольевной в том самом клубе, где она хозяйничала много лет подряд.  Чего тут раньше не было: и библиотека, и комната дружинника, и комната выходного дня, телевизор стоял и даже большой биллиардный стол.  А сколько людей собиралось на праздники и кинофильмы – целый клуб! Сейчас он даже на вид как будто больной и хворый, холодный и мало уютный. А тогда в селе жили около 400 человек, половина из них детишки.

– У нас школа в две смены работала, – сожалеет о прошлом Надежда, – 200 детишек в ней училось!

Теперь школа заколочена, детского сада нет, молодежи нет…  Зимой в поселке  живет человек 70, из них 20  трудятся социальными работниками да в магазине. А раньше были леспромхоз, сплавная контора. Жизнь кипела…

В этом селе, которое стало ей родным, Надежда Макарова нашла свою судьбу. Вышла замуж, вырастила двух сыновей. Была возможность уехать в благоустроенную Костомукшу, но когда время пришло отъезда, муж вдруг сказал: «Не могу я, Надя. Здесь вырос, здесь мое село, не могу!».  Так и остались. Она  тоже прикипела к краю всей душой.

Стала интересоваться историей поселка. Оказывается, Ондозеро  постарше Петрозаводска почти на сто лет! Задумали с подругами создать музей в деревне. Стали собирать предметы быта, фотографии, письма. В их музее две комнты: одна из них посвящена местному быту и людям – это Карельская горница, другая рассказывает об Ондозерском десанте. 140 солдат нашли свой последний приют  на берегу Ондозеро, где все они погибли  в жестокой схватке с врагом 1 сентября  1942 года.

На селе без хозяйства никак. Надежда успевала всё: и корову подоить, и телят обиходить,  и кино сельчанам показать. Муж, конечно, помогал. Когда дети были маленькие, вечерами в клубе  работать стало не с руки, работала в администрации, в школе. Лет десять назад вернулась в культуру. Не ради денег, понятно, а ради того, чтобы чем-то жить  и людям помочь преодолеть равнодушие и пустоту, которые  нет-нет да и накатят при виде всеобщего запустения.

Не в характере Надежды руки опускать, не зря  и имя у нее символическое.  Чем заняться? Реанимировали фольклорную группу «Ома ранта». Выучилась половики ткать, благо финны подарили первые ткацкие станки. Пригласила женщин и организовали что-то вроде артели, своеобразные  ремесленные мастерские. Стали половички продавать в Муезерке. Выехали на ярмарки в Петрозаводск, Кондопогу. Уже второй год получают гранты фонда Тимченко. Благодаря этим средствам построили новые печечки. А то, бывало,  сидели с половиками и без света, в холоде – такое здесь частенько бывает. Страшно подумать, но  прежде помещение, где женщины собирались, совсем  не отапливалось.

В последние дни августа в Ондозере состоялся праздник – вновь открылся музей, отреставрированный силами ондозерских женщин под руководством Надежды Макаровой. Приехали гости из Финляндии, местная администрация, гости из Таллинна, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Встречали от души всех калитками, песнями и плясками. Надежда в центре событий, на подъеме, глаза горят, сарафан ее голубой мелькает то тут, то там. Велосипед помогает преодолеть расстояние.  Огонь- женщина, никто не скажет, что в этом году ей уже 60 стукнет.

– И как  тебе эта суетная работа нравится? – спрашивают ее иногда.

– А я привыкла с людьми работать, – отвечает Надежда. – Люблю  людям настроение поднимать! Без общения не могу, это потребность моей души.

Быть в центре внимания  в деревне не так-то просто.

– Это ответственно! Ты всегда на виду, – поясняет Надежда Анатольевна. – Тут, главное, внимание и уважение свое   односельчанам показать.

Искренняя, открытая, душевная, она по натуре оптимистка, заводила.  Зажигалочкой ласково назвала ее заместитель главы Муезерской администрации по социальным вопросам  Алена Пчелкина:

–  Пока здесь есть такие активисты, как Надежда Макарова, энтузиаст и истинный любитель истории своего села, деревня будет жить!

Мне верится в энергию наивности — она сворачивает горы  и помогает добиться цели. Надежда полна желания  снова учиться.  Центр культурных инициатив пригласил ее на обучающий семинар по ткачеству. Про нее подруги, шутя, говорят: «Бабушка, которая «хочу».

Нет у Надежды Макаровой и ее сподвижниц, таких же энтузиасток, как и она, иных желаний, чем одно единственное и самое заветное: «Жила  бы деревня моя!».

nadezda_makarova

Фото автора