Культура

С волками жить? С волками жить!

 
{hsimage|"Волчица". В роли Илмари Александр Куйкка ||||} Одним из самых обсуждаемых событий последнего времени стала премьера спектакля "Волчица" по пьесе Яны Жемойтелите в Национальном театре РК. Успех вышел за узкотеатральные рамки. Писатель Дмитрий Новиков рекомендовал посмотреть этот спектакль посетителям  сайта "Рыбалка в Карелии"!
 
Мы уже публиковали отклики на "Волчицу" Александра Бушковского и Валентины Чаженгиной . И вот еще одна рецензия.
 
Именно Национальный театр должен являться и является (хотя, на мой взгляд, недостаточно) пропагандистом творчества карельских писателей. Стоит вспомнить недавние постановки писателя, режиссера и актера Сеппо Кантерво (Сергея Пронина) «Коробейники», «Лемби», «Песни синего неба» и  литературоведа, искусствоведа, поэта Елены Сойни «Бьярмия». Сюда же примыкает «Етишкина жизнь» Надежды Васильевой, поставленная СТД.
При любом критическом отношении к этим спектаклям, они без сомнения явились ярким событием в культурной жизни Карелии. Столь же событийным оказался и приход на сцену «Волчицы». Да еще заговорила эта зверюга на карельском языке.
{hsimage|Сцена из спектакля ||||} Пьеса и спектакль насквозь провокативны. Вроде бы пьеса о жизни карельской деревни XIX века, вроде бы использованы какие-то народные предания об оборотнях, вроде бы она пересыпана выражениями из кладезя народной мудрости. Но… Любителям истории, этнографии, устного народного творчества сразу скажу: ничем подобным там и не пахнет. Всего этого не было и в замысле автора. А была притча об исключительности отдельных личностей, о людской зависти и о нравственном инстинкте, который, к сожалению, все больше и больше покидает человечество.
Деревенскость и народность здесь чисто авторские, условные. Но поскольку автор одарен литературно, то некоторые зрители легко поддаются на провокацию – ищут народные истоки этой истории. Напрасно.
И режиссер Егор Чернышов, и сценограф Фемистокл Атмадзас, и художник по костюмам Ольга Атмадзас тактично поддерживают автора. Деревенские крестьянские костюмы нарочито лишены этнографических деталей. В танцах волчьей стаи тоже вряд ли стоит искать отзвуки неких языческих обрядов.
О чем же тогда пьеса и спектакль?
Вспомним, что любой писатель перевоплощается в своего главного героя. Гюстав Флобер говорил о «Мадам Бовари»: «Эмма – это я». Современники находили черты Джека Лондона в его «Белом Клыке». Также и «Волчица». Она во многом автобиографична.
Главная героиня спектакля Элина (Ольга Портретова) – иная, нежели ее однодеревенцы, хотя ни по поведению, ни по разговору она специально ничем не отделяет себя от других.  Но эти другие интуитивно чувствуют некую исключительность Элины, отсюда зависть и ненависть к ней.
Мужу Илмари (Александр Куйкка) она говорит: «Ты же видел родимое пятно у меня под грудью. Целовал, трогал. Оно означает, что мне нужно больше, чем всем остальным. Такой уж я уродилась на свет – меченой».
Я как читатель и зритель не верю, что Элина – оборотень. Но сама Элина своими свободомыслием, терпимостью и верой в Божественный порядок подливает масла в огонь:
 
«Волки старую кровь пускают, чтобы новой было куда народиться. О них говорят, будто они слишком кровожадны, у них слишком острые зубы.
А между тем они просто волки, их такими Господь создал. Но что поделаешь, когда у тебя слишком острые зубы? Когда тебя Господь именно такой и создал, что тебе всего на свете хочется отведать. Бояться себя? Но ведь волки самих себя не боятся».
Смелая и мужественная женщина, склонная к риску. Оборотни здесь совсем ни при чем. Тем более что и ребенок Элины будет не от каких-то волков, а от зимних посещений любимого мужа. И все-таки…
Неординарность героини сделана исключительно драматургом. Элина же Ольги Портретовой, на мой взгляд, зримо не обладает внутренним светом, крайне необходимым для этой роли. И в этом просчет, пожалуй,  больше режиссера, чем актрисы.
В пьесе и спектакле исключительно важна еще одна тема. Вот что говорит об этой теме русский писатель Владимир Одоевский: «Отчего иногда, как самое сердце ваше поражено какой-либо страстью, и рассудок уверяет вас, что вы можете предаться ей безопасно, но еще какое-то внутреннее чувство вас удерживает?.. В человеке есть нечто такое, что не подходит ни под одно из школьных подразделений души, что ни есть ни совесть, ни сердце, ни страсть, ни рассудок и что мы назовем условно нравственным инстинктом».
Как бы ни был мерзок человек (а герои пьесы отнюдь не идеальны), инстинкт в нем обязательно должен проявиться. Не проявляется он разве что в кабатчике Антеро (Антон Леонтьев), но у него свои счеты с Элиной. Зато в полной мере нравственный инстинкт проявляется у, казалось бы, недоброй сплетницы повитухи (Элина Веселова).  Он полностью движет ею во время принятия родов.
 
Инстинктивно добр пастух Лаури (Никита Анисимов) — на мой взгляд, лучшая актерская работа в спектакле. Ведь страсть, злобу сыграть легче, чем доброту. Доброту Лаури воспринимаешь как естественную, а не как декларированную, сыгранную.
И еще одна тема – тема предательства. Предательства веры и любви.  Веря в Господа и любя жену, Илмари тем не менее переплавляет нательный крест в обручальные кольца, а их в свою очередь в пулю…  И ни слова в защиту Элины.
Спектакль получился, на мой взгляд,  интересный и, вполне возможно, активно посещаемый в будущем. Главным его недостатком для меня явилось то, что литература в спектакле забила театр несмотря на все старания современных, умелых и именитых постановщиков.
 
А в Божьем мире всем есть место. И людям, и волкам.
P.S.: До меня никак не доходит, как это мой любимый актер Вячеслав Поляков, играя одну из главных ролей, умудрился остаться скромно незаметным.
 
Фото Владимира Ларионова