Главное, Культура

Аншлаг длиною в 26 лет

Ансамбль «Дивертисмент» (Санкт-Петербург). Художественный руководитель, дирижер и солист заслуженный артист России Илья Иофф.Что стоит за социальной политикой бизнеса – щедрость доброго дяди или требование дня?  Послесловие к фестивалю камерного искусства в Костомукше.

 

 

Сначала две цифры: 2 октября 1982 года (этот день с тех пор считается днем рождения Костомукшского ГОКа) был подписан акт о приемке в эксплуатацию горно-обогатительного комбината. В 1988 году в Костомукше прошел первый фестиваль камерного искусства. Они почти ровесники.

 

kostomuksha1

Если же вас заинтересует история фестиваля, то вы обязательно обратите внимание: при всем разнообразии коллективов и исполнителей, которые приезжают на фестиваль ежегодно, неизменным остается одно: все концерты вот уже 27 лет проходят при 100-процентном аншлаге, ну может быть иногда 99-процентном. Согласитесь, если 27 лет фестиваль собирает аншлаги, значит, он нужен городу. Сегодня на фестивальные концерты приходят дети и даже внуки первых зрителей и слушателей, выросшие уже в другой стране и только понаслышке знающие о той, в которой родился сам фестиваль.

Сначала фестиваль в Костомукше должен был стать продолжением известного в те годы фестиваля камерной музыки в финском городе Кухмо. Но быстро вырос в самостоятельное явление, перерос рамки камерного: кроме музыкантов сюда стали приезжать театральные коллективы из Москвы, Петербурга, Петрозаводска.

kostomuksha4
Хор Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Художественный руководитель Юлия Хуторецкая.  Хор основан в начале ХХ века

В этом году Костомукша принимала Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии, театр «Русский балет» из Санкт-Петербурга, ансамбли из северной столицы МаГрИгАл и «Дивертисмент», оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, солистов оперы и балета Мариинского и Михайловского театров, театра имени Станиславского и  Немировича-Данченко. И это далеко не полный  перечень. Когда костомукшские коллеги-журналисты поинтересовались у Сергея Безрукова, выступившего с моноспектаклем «И жизнь, и театр, и кино…», долго ли пришлось уговаривать его приехать на фестиваль в Костомукшу, он ответил, что конечно же, очень занят, но нисколько не жалеет о поездке в маленький провинциальный северный город.

Учредителем фестиваля является администрация Костомукшского городского округа, а генеральным спонсором – «Карельский окатыш». 6,6 млн рублей – бюджет фестиваля нынешнего года, 5,5 млн – доля ГОКа. Согласитесь, при такой поддержке можно приглашать на фестиваль исполнителей, как говорится, из первого ряда.

В этом году во время проведения фестиваля «Карельский окатыш» организовал пресс-тур для карельских журналистов. Мы побывали на одном из концертов, нам показали комбинат, – провели по всей технологической цепочке. Но заявленная ранее пресс-конференция, в которой участвовали в числе других генеральный директор  «Карельского окатыша» Максим Воробьев и начальник управления корпоративной социальной ответственности“Северстали»  Наталья Поппель, была посвящена прежде всего социальной политике и предприятия, и  компании, в  состав которой входит «Карельский окатыш».

kostomuksha6
На пресс-конференции генеральный директор «Карельского окатыша» Максим Воробьев и начальник управления корпоративной социальной ответственности «Северстали» Наталья Поппель

Интересно, что поначалу все строилось по традиционной привычной схеме благотворительности: одни попросили – другие дали. Но потом поняли, рассказывала Наталья Анатольевна, что эффективнее создавать долговременные программы. А это уже значит проявлять инициативу самим.

Первая программа появилась на «Северстали» еще в 1999 году и была направлена на поддержку предпринимательства. Сегодня таких программ 7: кроме названной, профилактика социального сиротства, помощь музеям Севера, корпоративное волонтерство, ресурсно-методический центр для социально ориентированных НКО, профессиональная подготовка менеджеров культуры «Культурный Upgrade», «Точка роста» – профилактика семейного неблагополучия.

Карелия больше знакома с проектом «Музеи Севера». Среди победителей конкурсных проектов – Музей изобразительных искусств и музей-заповедник «Кижи», финалистом II тура конкурса 2014-2015 гг. стал Национальный музей с проектами «Калитка. ru» и «Сумской посад – северные ворота Московии».

«Лицей» рассказывал о проекте «Культурный Upgrade», который «Северсталь» осуществляет совместно с Британским советом. В нем принимают участие и представители Карелии, которая была выбрана в числе четырех регионов присутствия «Северстали». Как сказала Наталья Поппель, это только первый этап проекта, рассчитанного на несколько лет: на культуре нельзя зарабатывать, но культура может и должна зарабатывать. Помочь работникам культуры освоить  азы культурного менеджмента – на это и направлен проект, если коротко. Кстати, Н. Поппель сообщила весьма приятную новость для костомукшан: в числе победителей этого года – директор  Международного камерного фестиваля Ирина Коктомова. Так что на «Северстали» подумывают: не провести ли церемонию подведения итогов первого этапа проекта именно в Костомукше. Открытие его состоялось в Москве в Историческом музее.

Помимо участия в пресс-конференции мне удалось побеседовать с заместителем директора филиала ЗАО «Северсталь-Ресурс» в Костомукше, начальником административного отдела, а также депутатом городского Совета  Анной Владимировной Бендиковой.

184 млн рублей потратил ГОК за последние три года на содержание культурно-спортивного комплекса «Дружба», где проходит фестиваль, и профилактория «Горняк», который обслуживает жителей города, а не только работников комбината. А еще мне рассказывали о работе медсанчасти, которая ведет постоянный контроль за состоянием здоровья горняков, о сети комбинатовских столовых (в одной из них мы и беседовали), о социальном пакете, на который имеет право каждый работник ГОКа. Акционировавшись, ГОК не сбросил с себя социальную сферу, исключение составили детские дошкольные учреждения, которые предприятие передало городу. На вопрос же об отношениях с культурой Анна Владимировна ответила, что три работника КСЦ «Дружба» состоят в штате «Карельского окатыша» и получают зарплату там. Кстати, средняя зарплата по ГОКу составляет 51 396 рублей. В этом году было принято решение выделить дополнительно 30 млн рублей на завершение строительства стадиона.

Кстати, отвечая на вопросы журналистов, генеральный директор «Карельского окатыша» уверенно ориентировался не только в производственных показателях работы комбината, но и в социальных программах, которыми занимается ГОК: сколько, куда и во что предприятие вкладывает.

«Костомукшский окатыш» – не пионер и не исключение в Карелии в политике социальной корпоративной ответственности. Достаточно вспомнить рано ушедшего, к большому сожалению, из жизни В.А. Федермессера и  Кондопожский ЦБК: один из лучших в Карелии дворцов культуры с великолепными органами, ледовый дворец, освещенная лыжероллерная трасса, певческое поле и многое другое. И все это в далеко непростые времена.

Сегодня ведущие компании  в России выделяют на корпоративную социальную благотворительность (я бы назвала политику) 1-2 процента. Много или мало? В примере с «Северсталью» это составило, например, в 2013 году  более двух миллиардов рублей.

Что стоит за этим? Щедрость доброго дяди  или требование сегодняшнего дня? После поездки в Костомукшу мне вспомнился другой пресс-тур – в Белоруссию. На одном из крупнейших промышленных предприятий – минском «Амкодоре» – у нас состоялась пресс-конференция с председателем совета директоров. Кстати, по базовому образованию врачом. Перед этим мы побывали в цехах, оснащенных самым современным оборудованием. А потом председатель совета директоров тоже подробно рассказывал о социальной политике, проводимой в компании: о заводских спартакиадах и столовых, о строительство жилья, о помощи ветеранам, о поддержке культуры. На вопрос одного из журналистов, не собирается ли он обратно в социализм (где все это, кстати, было), наш собеседник ответил, что он бизнесмен и обязанность его в первую очередь считать деньги. За годы работы в бизнесе побывал во многих странах и убедился, что не будет обозленный, недовольный всем и вся человек производить конкурентоспособную продукцию, хотя заставить его работать еще можно. При всех равных технических условиях выигрывает сегодня тот, кто вкладывает в людей. Еще раньше я прочитала  примерно об этом же в книге японца Акио Морите, основателя и много лет руководителя знаменитой компании «Сони»: «… как бы вы ни были умны и ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете…».

В буклете, который был выпущен к фестивалю в Костомукше, опубликованы два обращения – главы администрации городского округа (учредителя фестиваля) А. Лохно  и генерального директора ОАО «Карельский окатыш» (генерального спонсора)  М. Воробьева. И если глава администрации напоминает об огне творчества и высокой художественности, которые  фестиваль в Костомукше пронес через самые трудные в истории России годы – и это действительно так! – то генеральный директор признает: «… Вклад в развитие высокого уровня культурных событий – это самые благодарные инвестиции в будущее постоянно развивающегося молодого города».

Фото автора