Культура

Норвежско-русская импровизация: вне времени и пространства

 
{hsimage|Афиша концерта ||||} В ДМХШ имени Г. В. Свиридова состоялась творческая встреча с русско-норвежским квартетом «2+2». Коллектив не впервые посещает Петрозаводск со своими концертами и уже успел завоевать внимание аудитории. На их выступлениях звучат музыкальные импровизации.  Джаз, рок, классика и этническая музыка в исполнении квартета очень органично сочетаются между собой и не утрачивают своих индивидуальных особенностей.

В концерте 8 июня слушатели познакомились с новой программой «Времена года». Это была очередная версия классической темы, к которой неоднократно обращались деятели искусства. Автор идеи и музыкальных тем – участница квартета, преподаватель импровизации в Петрозаводской консерватории Ирина Смирнова (партия фортепиано). Она отмечает: «Мы не играем импровизации в разных стилях, мы мыслим в пространстве «просто музыки», где между стилями и жанрами нет барьеров и границ, и где музыка имеет «единое начало». Такого же мнения придерживаются и ее коллеги – Николай Замоздра (бас-гитара), Рагнар Мейдел (аранжировка, саксофон) и Иво Крокстад (ударные).
Проект  «Времена года» содержит 4 части, каждая из которых имеет свои маленькие музыкальные секреты. Искусство импровизации создает своеобразный музыкальный поток, который переливается множеством оттенков и придает общей композиции неповторимый яркий колорит.
Первая часть — «Зима» содержит в себе сдержанные по характеру, немного суровые темы. Начальный мотив изложен в стиле токкаты И. С. Баха (автор – Р. Мейдел). Мелодия органично сочетается с народной песней «Экой Ваня» (исполнитель – Юлия Ковыршина, старший преподаватель Петрозаводской консерватории). Третья тема в стиле марша – «Cyclic Ring» (автор – Р. Мейдел) сменяет настроение девичьего страдания и предвосхищает пришествие весны.
Вторая часть — «Весна». Начальная тема, словно весенний поток, сокрушает «зимние» преграды, привносит новые, свежие краски и открывает новый этап в развитии композиции. По своему стилю она содержит аналогии с известной прелюдией до мажор из 1 тома ХТК И. С. Баха. Вторая тема носит название «волшебное озеро» (автор – И. Смирнова). Она представляет собой своеобразный ноктюрн: напевная лирическая мелодия сопровождается богатым и насыщенным ритмическим рисунком. На фоне весенних метаморфоз задорно звучат саамские йойкки, по характеру напоминающие весенние заклички (исполнитель – Ю. Ковыршина). Такой тематический контраст создает ощущение временного пространства. В завершении вновь звучит начальная весенняя прелюдия.
Третья часть – «Лето» – открывается лирическим фрагментом «Баркаролы» П. И. Чайковского, за которым следует импровизация. В сочетании со второй «летней темой» (автор – Р. Мейдел) создается светлое настроение покоя и гармонии. Третья тема – «Ку Вадис» («Куда ты идешь») — звучит параллельно со старинным духовным стихом (исполнитель – Ю. Ковыршина). Каждая из этих тем гармонично сочетается друг с другом и сохраняет неизменность звучания.
Четвертая часть – «Осень». Начальный мотив содержит в некоторой степени печальное и меланхоличное настроение (автор – Р. Мейдел). Следующие две темы подхватывают характер музыки; фрагменты произведений Ф. Шопена (вальс №7 и прелюдия №7) образовали прекрасную музыкально-танцевальную композицию, солистом которой выступил  артист балета музыкального театра Карелии Владимир Варнава. Импровизация на прелюдию №7 в обработке Ирины Смирновой утвердила романтическо-джазовое настроение и стала украшением всей музыкальной композиции. Общая импровизация в стиле «конфликта» образовала «поединок» с романтической мелодией, которая впоследствии одерживает победу и создает соответствующую атмосферу. Заканчивается цикл адажио, которое носит название «колыбельная для влюбленных» (автор – И. Смирнова).
На данный момент проект «Времена года» является лишь начальным этапом и окончательно будет готов в октябре 2011 года. По словам организаторов, зрителям будет представлен балет-импровизация с театральными эффектами (исполнитель танцевальных номеров – В. Варнава).  Спектакль будет открывать фестиваль «Смелтедигелен» в  Mo-i-Rana (Норвегия) и впоследствии будет показан в ряде городов этой страны.
 
Присутствовать на концерте таких профессионалов – одно удовольствие. К тому же все участники квартета отличаются общительностью и веселым характером. Представители из Норвегии собираются продолжать «международные» творческие отношения и развивать их в будущем. По нашей просьбе Ирина Смирнова предоставила краткую информацию о подробностях творческой жизни коллектива:
—  Имеют ли участники квартета специальное музыкальное образование?
— Все участники ансамбля — профессиональные музыканты, хотя первое образование Рагнара Мейдела очень далеко от музыки. Он — экономист, который впоследствии приобрел музыкальную профессию.
— Вы все живете в разных городах. Как проходят ваши совместные репетиции? Сколько вам нужно дней для подготовки к концерту?
— Наши программы мы «делаем» за несколько дней (три-четыре дня репетиций). До этого мы используем в качестве общения Skype и email. Это не очень легко, но возможно. И потом — для нас большая радость быть и играть вместе.
— Исполнители квартета очень органично сочетаются между собой. Как вы угадываете друг друга в процессе импровизации?
— Импровизация как процесс имеет свой алгоритм, который частично оговаривается, а частично «случается». Это трудно объяснить, но когда мы ощущаем себя как целое – совсем нетрудно сделать или звучать так, как этого требует наш «музыкальный организм».