Главное, Культура

До последнего крючочка

s_kiyan2Культурный работник

Жизнь непредсказуема, порой  случай определяет судьбу. Светлана Киян никогда не мечтала работать в театре. Работала в престижном советском «Военном ателье» в Петрозаводске на проспекте Ленина, специальность хорошая –  закройщик верхней одежды. Шила себе кители для наших доблестных военных. А потом решила поменять что-то в жизни.

Увидела объявление в газете и пришла работать в театр, причем сначала попала в пошивочный цех простой швеей. Если учесть, что именно здесь она сделала карьеру от швеи, закройщика, начальника цеха до художника-модельера и задержалась в театре на целых 25 лет, простой случайностью это вряд ли можно объяснить. На самом деле  еще девчонкой она приобщалась к прекрасному: пела в хоре, потом в вокальной группе «Молодость» под руководством Маргариты Николаевны Константиновской.

–  Работа в театре не идет ни в какое сравнение с работой в военном ателье, – смеется очень моложавая, обаятельная, стройная как балерина Светлана, и не скажешь, что у нее взрослая дочь. – Главное, что работа эта творческая и очень разнообразная: мы создаем костюмы в разных стилях, из разных эпох. Всегда  делаем что-то новенькое. С момента запуска нового спектакля я обязательно читаю либретто. Даже если произведение знакомо, хочется перечитать, чтобы быть в теме.

Поначалу Светлана шила  по эскизу закройщика. Естественно, что приходилось делать примерки на артистов. Ее задача состояла в том, чтобы одеть артиста в костюм и чтобы он на нем ладно сидел. Если артисту что-то не нравилось, Светлана отправляла его к художнику, который в данный момент работал  над спектаклем.

–  Вот посмотрите: это эскиз костюмов для хора  к  «Пиковой даме», которую сейчас репетирует труппа, – Светлана показывает рисунки, выполненные, очевидно,  пастелью, на темной бумаге. –   Процесс изготовления костюма начинается со встречи  с художником спектакля, как в данном случае с известным художником-постановщиком Вячеславом  Окуневым. Он дает мне краткие ценные указания по костюмам и  тканям. Я составляю смету на каждый костюм, подбираю ткани, которые приходится иногда закупать в Санкт-Петербурге. В Петрозаводске не всегда можно купить нужный товар. В покупку  входит всё до последнего шнурочка, ленточки и крючочка. Потом уже начинается работа в цехе.

Мы поднимаемся на пятый этаж в пошивочный цех Музыкального театра. Это не очень большое помещение, всего несколько рабочих мест.  Зарплата у швей невелика.

–  И почему мы здесь? –  задаются женщины вопросом и сами себе со смехом  отвечают: –  Потому что работа хорошая! И мы ее любим!

Одна швея ремонтирует костюм к балету «Щелкунчик», остальные трудятся над созданием новых образов  к карельской сказке «Красавица Насто» на музыку Анастасии Сало. Кругом вполне театральная атмосфера,  афиши к спектаклям. Из окна пошивочного цеха городской парк выглядит по-особенному, но швеям в окна глядеть некогда. Светлана вспоминает, как однажды  пришлось  остаться до пяти утра, когда они в прямом смысле зашивались, чтобы успеть подготовить костюмы к спектаклю.

Светлана в своем деле как рыба в воде.  Ей нравится весь процесс создания костюма: от момента получения эскиза до того, когда костюм  оказывается на плечах артиста. Ее не смущает ненормированный рабочий день, домочадцы, слава Богу, к этому  расписанию уже привыкли. Для Светланы работа в театре – особая стихия, в которой она настолько растворилась, что  не замечает, как летят дни за днями.

Иногда подруга вдруг да  скажет: «Какая у тебя замечательная работа!»  Да, это счастье, когда на работу идешь как на праздник. Знакомая рассказывала, как у нее сводит желудок, когда на работе ее вызывает начальник-хам. Счастлив тот, кто занимается в жизни любимым делом, как Светлана Киян. Есть и еще один плюс: отпуск у театральных работников всегда летом. Зато весь театральный  сезон сидят как пришитые, так как полностью зависят от заявленных программ – такая специфика.

В театре у многих свое отношение к происходящему на сцене. Светлане как человеку динамичному и очень энергичному больше по душе темперамент балетов именитого хореографа Кирилла Симонова, хотя некоторые не разделяют ее воодушевления.

–  Я человек действия! –  признается она. –  В книгах никогда не читаю описания природы, для меня это утомительно. Мне важны алгоритмы и этапы технологического процесса. Они мне помогают справиться  и со своей работой. И уж о чем я не думаю совсем, так это о пенсии.

Светлана спешит окончить разговор, у нее много дел:

 

–  Мы все,  не меньше, чем артисты и режиссеры, очень  болеем за то, чтобы спектакль получился удачным. Во время репетиций обычно с интересом наблюдаем за игрой артистов, но и про свою работу не забываем: отмечаем, как сидит костюм, как он смотрится. Для нас это важно.

s_kiyan1

s_kiyan3

s_kiyan5

s_kiyan6

s_kiyan7

s_kiyan8

s_kiyan9

s_kiyan10

s_kiyan11

s_kiyan12

s_kiyan13

s_kiyan14

s_kiyan15

s_kiyan4

Фото автора