Культура

Культурная прививка

Бульдозером по культурному наследию. Петрозаводск, июнь 2013 года.

Несколько слов о Послании президента Владимира Путина

Я – литератор, и потому в Послании президента меня интересовали не только общезначимые темы, такие, как экономика, бизнес, армия, спорт, медицина, но и близкая мне культура. К сожалению, эта тема в послании не была обозначена, то есть она вообще не прозвучала (фраза о сотрудничестве с внешним миром «в области науки, образования и культуры» вряд ли меняет суть дела).

Мне могут возразить: не до культуры сейчас. Сейчас важно денежки по сусекам собрать. Вернуть оффшорные капиталы. И это одна из главных, если не сказать, главная тема Послания. К чему мы, граждане, естественно, присоединяемся. Потому как не можем не понимать, что основа любого государства – налоговая база. Больше налогов – сильнее государство.

Сильнее – да. Но не культурнее. Под культурой я, естественно, подразумеваю не только Большой театр и Третьяковку, но и культуру жизни остальной, не-столичной России, где теперь редкость парки и скверы, красивые скульптуры на улицах и площадях, наконец, элементарная чистота. Грязи в русской глубинке так много, что польский писатель Мариуш Вильк в одной из своих книг назвал её даже пятой стихией. И, надо признать, эта «пятая стихия» довольно негативно влияет на имидж нашего государства, как в восприятии западных соседей, так и своих собственных жителей. Сотни молодых, активных россиян ежегодно покидают страну, чтобы жить в чистой, культурно обустроенной Европе. Вот какую силу имеет культура и вот как её отсутствие может исказить лицо государства, а также его литературы, театра, музыки, архитектуры… Вспомним «чёрные» пьесы новодрамовцев, действие которых, как правило, протекает на грязных улицах, в грязных подъездах полузаброшенных российских городов и посёлков, где разговаривают исключительно на матерном языке, языке анти-культуры.

И как на этом фоне понимать слова главного редактора газеты «Культура» Елены Ямпольской, которая на обсуждении Послания президента сказала о необходимости «качественного человеческого материала»? Но, господа, откуда он возьмётся, если культура, архинеобходимая для создания «качественного человеческого материала», субсидируется по остаточному принципу? И объясните мне, наконец, что такое «тренд» в нашей вялотекущей русской жизни и почему даже такой великолепный знаток русского языка как Владимир Владимирович Путин прибегает к англицизмам в своём Послании?

Но, возможно, мы уже не понимаем, что такое современная культура. Русская, российская. Возможно, культура сегодня – это не привычное для русского уха – книги, музеи, театры, музыка… в более широком смысле – качество общественного и умственного развития – а «проект», «реклама», «упаковка»… То есть культура сугубо импортная, модифицированная. Что-то в неё укололи, как в те же помидоры-яблоки, и пошло-поехало – менеджеры (англ. manage), проджекты (англ. project), тренды (англ. trend), листинги (англ. listing), фелд-репорты (англ. field report)… То есть и в языке-культуре происходит та же унификация, что и в экономической, политической, социальной жизни. Везде американско-немецко-голландский сэконд-хэнд. При том что российская «пятая стихия» – ни с места. Точнее, на своём обычном месте.

Как результат подобной ситуации – вопрос подкорки проджект-менеджера: а зачем нам эти убыточные библиотеки, музеи, парки в Козельске-Мурмашах? У нас теперь у каждого свой «Золотой зуб» (так жители Хельсинки называют дачный район для богатых, где талантливые дизайнеры, скульпторы и живописцы воплощают замыслы патронов).

Что скрывать, отечественная культура за последние два десятилетия сильно ослабела. Сильная, восприняв чужое, перерабатывает его и не теряет связи со своим (пример: китайцы, японцы…). Мы же, кажется, в последние годы только и делаем, что выкорчёвываем из своей жизни, из своей памяти родное. Иногда даже кажется, что заимствование чужих ценностей преобладает. Но, если оно достигнет критического рубежа, предупреждают учёные, «культура утратит присущую ей стабильность, и начнётся процесс деградации, разрушения культурной идентичности».

Пока, надеюсь, этого не произошло. Однако потеря интереса к нашей культуре в окружающем мире – налицо. Мой муж, художник, гуляя по Риму, заглянул в большой книжный магазин и был поражён, не увидев среди множества альбомов американских, английских, немецких, французских художников ни одного альбома о выдающихся русских мастерах изобразительного искусства. Да вообще ни одной книги о чём-либо или о ком-либо русском не увидел. Ни одной книги русского писателя. Только американское, английское, французское…

«Литературная Россия», 12 декабря 2014 года

На снимке вверху: Бульдозером по культурному наследию. Петрозаводск, июнь 2013 года. Фото интернет-журнала «Лицей»