Культура

«Проснёшься однажды утром, а у тебя борода»

"Питер Пэн" в Национальном театре РКСлушательницы Школы театральной журналистики о премьерном спектакле Национального театра Карелии «Питер Пэн».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я – радость! Я – детство»

 "Питер Пэн" в Национальном театре РК

Конец декабря. Наступает пора театрализованных новогодних представлений для детей. Каждый театр старается привлечь к себе юного зрителя любыми способами: кто-то из года в год, не изменяя своим традициям, ставит сказку о приключениях Деда Мороза, а в приоритетах других – удивлять!

В этом новогоднем сезоне Национальный театр РК решил порадовать юных зрителей и их родителей полюбившейся историей по мотивам произведения Джеймса Барри. Возможно, вы уже догадались, что речь пойдет о Питере Пэне – мальчике, который не хотел взрослеть (режиссер-постановщик — заслуженный артист России Вадим Романов).

Инсценировка спектакля почти ничем не уступает оригиналу, есть всё: и индейцы, и русалки, и крокодил, и фея Динь, даже полюбившаяся всеми собака-няня Нэна, разве что вместо трех детей семейства Дарлингов, в спектакле всего двое – Вэнди (Мария Востокова) и Майкл (Андрей Шошкин). Надо сказать, что актеры великолепно ощущали себя в образе, раскрывая все черты, присущие детскому характеру.

В качестве художника-постановщика выступил сам режиссёр, и действо происходит без смены основных декораций. Декорация-корабль многофункциональна: это и подземный домик потерянных мальчишек, и лагуна, где водятся русалки, и корабль капитана Крюка, и детская комната Дарлингов, куда первый раз прилетает волшебный мальчик Питер Пэн (Никита Анисимов).

«Я – радость! Я – детство», – говорит Питер Пэн. И это действительно так. Столько радости и живой энергии дарит герой не только пришедшим на спектакль, но и коллегам по сцене. Озорник-непоседа… У него даже костюм соответствующий – что-то похожее на лохмотья, будто еще пять минут назад этот ребенок был донельзя опрятен, но стоило его маме на минутку отвернуться, как мальчишка успел повиснуть на ветке дерева. В этом весь Питер Пэн – мальчик, который не хочет взрослеть. «Проснешься однажды утром, а у тебя борода», – говорит герой. В такие моменты и вправду начинаешь по-доброму завидовать этому мальчишке, осознавая, что ты уже взрослый. Зато как приятно вспоминать своё детство – пожалуй, если не самое счастливое, то уж точно самое беззаботное время.

С уверенностью могу сказать, что эта сказка для тех, кто любит проводить время с пользой, а после немного поразмышлять. Здесь есть некий философский подтекст, ставятся те вопросы, на которые и взрослый даст ответы с трудом: куда можно сложить свои мечты, откуда берутся феи. Только, на вопрос «что такое мама?» каждый из нас с легкостью скажет – это самое ценное, родное, что у меня есть. А как же насчет потерянных мальчишек? У них же нет мамы… Не беспокойтесь, и у них есть мама – маленькая добрая девочка Вэнди, «которая любит, растит и рассказывает сказки» на острове Где-то там.

Единственный герой сказки, который совершенно одинок, – Капитан Крюк (Александр Куйкка). Возможно, поэтому он пытается быть таким злым и мстительным. Унять его может только крокодил, проглотивший часы (Андрей Горшков), и он то и дело пытается напомнить о себе Крюку, как только капитан хочет совершить какое-нибудь злодеяние.

Одна из ярких мизансцен этого спектакля – дуэль между Крюком и Питером Пэном, которая происходит в русалочьей лагуне. Это кульминация всего действа, где противоборствуют добро – в лице маленького мальчика, и зло – в лице капитана. Герои борются на саблях, и в один миг, кажется, что победу одержит Крюк. Но не тут-то было. Маленький мальчик Питер Пэн не только ловок, но и силен, ему удается выбить из рук капитана саблю. Слышится нарастающее тиканье часов, а затем на сцене появляется зеленый крокодил. Крюк переводит свое внимание на крокодила и пытается убежать из лагуны. Потерянные мальчики вместе с Питером Пэном ликуют. Зло удалось победить! А, может, это было вовсе и не зло?

Вэнди предлагает мальчишкам отправиться с ней и Майклом в Лондон к маме. И тут капитан Крюк как Печкин из «Простоквашино» говорит, что злой он был, потому что у него мамы нет. Теперь все становится понятно. Не знаю, как вы, а я уверена, что в душе Крюк такой же добрый, как и все герои сказки в этом спектакле.

Если вы еще не смотрели экранизацию «Питера Пэна» и не читали книгу Джеймса Барри – эта сказка для вас. Здесь нет привычных всем Дедов Морозов, снегурочек и снеговиков. Зато есть доброта и волшебство. Что еще нужно в новогодние каникулы?

Дарья Горчанюк

 

Вольная трактовка старой сказки «Питер Пэн»

"Питер Пэн" в Национальном театре РК

Надо отдать должное режиссеру Вадиму Романову и музыкальному оформителю Олегу Гурееву – погружение в сказку произошло, как по мановению волшебной палочки, благодаря умелому сочетанию видеоэффектов и музыкального сопровождения. Детская комната, напоминающая корабельную мачту, осветилась бессчетным количеством звезд, музыка убаюкивала и завораживала.

Впрочем, погрузить зрителей в сказку было не так сложно, как удержать их внимание. Вообще задача режиссеру предстояла нелегкая – переложить в формат пьесы детское произведение, довольно большое по объему и непростое по содержанию. Естественно, пришлось сократить многие сцены, упростить некоторые характеры. Отсюда яркая гротескность персонажей, которая присутствует и в авторском тексте, но всё же не в такой мере.

От миссис Дарлинг (Наталья Алатало) мы слышим прощальную речь, с которой она обращается к детям:

– Мам, с нами ничего не может случиться, раз у нас горят ночники? – спрашивает ее Майкл.

– Ничего, мое солнышко. Они как  будто мамины глазки. Они будут вас охранять, – отвечает миссис Дарлинг.

И гаснет свет, ночники мерцают, занавески развеваются – настоящее волшебство.

И вроде бы всё понятно, но ту самую улыбку, которая прячется у миссис Дарлинг в самом уголке губ и о которой пишет Джеймс Барри, мы не видим. И даже не вспоминаем про ее существование. Для этого нужно волшебство иного рода, более сильное, чем спецэффекты. И ребячливая находчивость мистера Дарлинга (заслуженный артист Карелии Сергей Лавренов), который отдает Нэне свое лекарство, тоже остается за скобками. В спектакле поводом для ссоры мистера Дарлинга и огромной собаки, царящей в детской, служат всего-то испачканные брюки. И мы так и не узнали про Питера (заслуженный артист Карелии Вячеслав Поляков), что он, оказывается, очень забывчив и каждая обида для него – первая. И смеется он тоже всегда как будто в первый раз в жизни. Такие, казалось бы, мелочи, но в спектакле их не хватало.

Не хватало в сказке и многих персонажей, но это как раз вполне оправданно. Всё же трудно за короткий промежуток времени раскрыть характеры такого большого числа героев. Детей у почтенного семейства было всего двое: Венди (Людмила Исакова) и Майкл (Глеб Германов). Зато фея у Питера Пэна самая что ни на есть настоящая – движущийся солнечный зайчик, который почти никогда не останавливается. Все группы персонажей, обитающие на острове, сокращены до числа 3. Среди мальчишек и пиратов сохранены только наиболее выделяющиеся типажи. Так пираты чем-то напоминают чудесную троицу из «Кавказской пленницы». Верзила Старки (Владимир Матвеев) не очень умен и всегда готов полезть в драку, итальянец Чекко (заслуженная артистка Карелии Ольга Портретова) во всем слушается своего капитана, а хитрый Сми (Алексей Белов) все время юлит и словно бы держит камень за пазухой. Из ребят тоже остались самые выразительные: Кудряш, Болтун и Малышка. Эти герои, как и практически все обитатели острова, выходят на сцену вместе с песней.

Все герои сказки время от времени поют. Причем не авторские песни, которых у Джеймса Барри достаточно, а задуманные специально для этого спектакля (спасибо композитору Игорю Ефремову и автору текстов Леониду Дербеневу). Надо отдать должное режиссеру: переход от обычной речи к пению происходит всегда своевременно. Герои поют в каких-то необычных ситуациях. Венди поет, утешая плачущего Питера, который не может вернуть свою тень. Почти у всех героев острова есть свои приветственные песни. Поют пираты, когда зрители впервые знакомятся с ними, поют русалки, которых Питер представляет Венди. И хотя песни достаточно органично вплетены в канву спектакля, несколько мешает, что звучат они в записи.

Также несколько смущает сцена последней битвы Питера Пэна с капитаном Крюком (заслуженный артист Карелии Сергей Лавренов), которая заканчивается тем, что весь отряд Питера, включая Венди, подбадривает крокодила, собравшегося поужинать капитаном Крюком задорными возгласами: «Съешь его!». Согласитесь, звучит несколько кровожадно.

Впрочем, финальная сцена сказки удалась на славу и, похоже, окончательно примирила зрителей со спектаклем. По крайней мере я видела неподдельные слезы на глазах некоторых родителей в тот момент, когда дети все же вернулись в родной дом. Потерянные мальчики, как и полагается, в конце сказки прилетели вместе с Венди к ее маме. Мама, конечно же, приняла их. Венди еще некоторое время летала в гости к Питеру Пэну, потом Питер забыл про нее. Мы так и не увидели, как повзрослела Венди. Может, оно и к лучшему. До сих пор не могу спокойно перечитывать момент встречи уже замужней женщины с вечно юным мальчиком. И повзрослевших мальчишек мы тоже не увидели. Режиссер убрал из сказки эту постылую реальность, но и часть волшебства ушла вслед за ней.

Анна Нестеренко

 

За пределами реальности

"Питер Пэн" в Национальном театре РК

 В преддверии Нового Года в Национальном театре РК 23 декабря состоялась премьера спектакля для детей «Питер Пэн». Волшебство, чудеса, мечты, ставшие былью, – всем этим пронизана сказка о мальчике, который никогда не станет взрослым. Режиссер-постановщик, сценограф, автор инсценировки – Вадим Романов. Это новогодний спектакль, в нём заняты два актерских состава.

Что нужно сделать, чтобы зритель с первой же секунды перенесся в другую реальность, стал частью чего-то неведомого, чуждого обыденной жизни? Конечно же, уделить особое внимание сценографии, музыкальному и световому оформлению.

Первое, что привлекло мое внимание, – декорации. При наличии небольшого сценического пространства очень сложно скооперировать все элементы, необходимые для всех мизансцен всего спекаткля. А здесь это все удалось реализовать: дом семейства Дарлингов, домик потерянных мальчишек, пещера пиратов – всё это корабль, плывущий на остров Где-то-Там. Позади него – море, вечность, звезды. Все кажется таким реальным, близким, но в то же время понимаешь, что все это так далеко от нас, все это так невесомо. А когда гаснет свет, то все внутри трепещет в ожидании чего-то неизвестного. И вдруг… играет музыка (Олег Гуреев, Михаил Ушинин), все вокруг словно в звездах – складывается ощущение, что ты летишь высоко-высоко, но в то же время слышишь тихий шепот волн. И эти чувства просто не передать – здесь нет никакого преувеличения.

На сцене появляется семейство Дарлингов: мистер Дарлинг (заслуженный артист Карелии Александр Куйкка), миссис Дарлинг (Тамара Воронова), дочь Вэнди (Мария Востокова), сын Майкл (Андрей Шошкин) и Нэна – собака-нянька (Андрей Горшков). Но здесь не хватает одного из персонажей пьесы – Джона, брата Вэнди и Майкла. Почему? С какой целью этот персонаж был убран режиссером?

Размеренная жизнь детей кардинально меняется – появляется Питер Пэн (Никита Анисимов), а вместе с ним фея, волшебство, сказочный мир. Несмотря на всю предсказуемость сюжетная линия, где добро побеждает зло и царит любовь, довольно-таки сложная. Немного трудно воспринимать фабулу из-за отсутствия плавности переходов из одной сцены в другую.

Игра Никиты Анисимова и Александра Куйкка (в роли капитана Крюка – врага Питера Пэна) была очень эмоциональной, завораживающей, но, как мне показалось, в некоторых моментах было немного переиграно. Хотя это свойственно актерам, ведь, вживаясь в роль, они совсем не думают о том, что происходит вне сцены, они живут другой жизнью. И это как раз-таки позволяет нам, зрителям, воспринимать происходящее на сцене совершенно иначе.

Игра пиратов, индейцев, потерянных мальчиков… Сложно к чему-то конкретному придраться, но и поверить артистам – сложно. Актеры сумели развеселить публику и игрой, и диалогом, и даже хореографией. Стоит отдать должное хореографу (Олег Щукарев), поскольку каждый актер смог показать себя в танцевальных миниатюрах, причем достаточно органично.

Чего не хватило всем актерам – это вжиться в роль до кончиков пальцев. Многие из них играли по несколько ролей, и перевоплощение было, видимо, не до конца продумано – например, капитана Крюка и мистера Дарлинга играл Александр Куйкка, и, к сожалению, было очень заметно, что, становясь вновь отцом, он не успевал снять с себя маску другого персонажа.

Когда вспоминаешь книгу Барри, смотришь спектакль, читаешь литературоведческие исследования, возникает вопрос: для детей ли эта история? С одной стороны, там есть волшебство, и всё кажется сказочным, более того, центральные образы – дети. Но с другой стороны, проблемы здесь раскрываются далеко не детские: эгоизм, месть, поиски себя. И Питер Пэн, отрицая взросление, на самом деле совсем не похож на ребенка: мыслит он по-взрослому. В его сердце таится обида. Нанесенная в детстве травма принуждает его жить за пределами реальности и не видеть боли, что могут причинить люди. Все это очень серьезно, и многие дети этого просто не поймут. Это спектакль и для родителей тоже.

Маргарита Ларионова

Фото Национального театра РК