Культура

Заслуженные артисты деревни Жарниково

 
{hsimage|Сцена из спектакля ||||} На острове Кижи показали премьеру — спектакль по "Женитьбе" Гоголя
 
Не устаю поражаться скромности моих коллег по музею «Кижи», вот уже лет 17. Тем более что сейчас модно искать всяческие чудеса в Карелии и конкретно в Петрозаводске, Сортавале, Пудоже.
Чаще всего говорят и пишут о зримых «чудесах». Скажем, о рыбаках-дистрофиках на набережной (имеется в виду памятник город-побратима Дулут. – Ред. ). Я же хочу обратить внимание нарождающейся общественности на необыкновенное для нашего меркантильного времени чудо, которое вот уже 17 лет раз в год является в деревне Жарниково, что напротив Преображенской церкви, всеми признанного чуда. Мне кажется, в современной России больше такого нет, а если и было, то в далекие дореволюционные годы. Я имею в виду «дачный театр», созданный в 1994 году детьми сотрудников музея «Кижи».
Папы с мамами – на работу на остров, а дети бегом репетировать «Трех мушкетеров». Режиссером стал школьник Коля Москин, ныне кандидат технических наук. Ну ладно, мушкетеры,   а дальше-то! Дети повесили в красном уголке лозунг «Мольер – это наше всё». На Колю оказало явное влияние телевидение: музыкальный фильм Яна Фрида «Тартюф» с Боярским, Стржельчиком и Удовиченко. «Тартюфа» показалось мало, несмотря на жертвы (прыгая в окно, Тартюф – Максим Набоков сломал ногу), и на следующий год любители Мольера показали «Скупого». В обоих спектаклях блеснул Лёня Терещенко – Клеаит, ныне кандидат исторических наук, которого после этого стали называть «заслуженным артистом деревни Жарниково».
{hsimage|"Женитьба" ||||} После первых спектаклей общежитие с красным уголком сломали, и артисты были вынуждены выйти на природу и играть свои спектакли под открытым небом. И вот тут-то начало проявляться необычное лицо театра, если  не прямо, то косвенно, связанное с площадным, уличным театром, причем театром хорошего вкуса, театром ироничным, как ни странно, на редкость ансамблевым, театром, в котором нет ни грамма пошлости.
Я не помню ни одной неудачи театра. Успех ожидал «Остров сокровищ», эпическую поэму из жизни насекомых «Муха-Цокотуха», пародийных «Ромео и Джульетту», где героиню играл Иван Воробьев. Он же блеснул в роли Федота-стрельца в спектакле по Л. Филатову. Уморительно смешными получились «Сказы» Б. Шергина.
Интересно, что Мольера играл всего один взрослый – Л.В. Трифонова. Постепенно в летние спектакли втягивалось все больше и больше родителей. В последние годы сорежиссером, а точнее соавтором спектакля наравне с Н. Москиным стала Вера Сергеевна Цыпляева.

О режиссерах

Николай Москин своей любовью к театру пошел в бабушку Марианну Леонидовну Калашникову, врача-невропатолога. Во время войны она за компанию с подругой даже поступила в театральное училище в Перми, но учиться не стала. Медицина пересилила. Зато бабушка стала на редкость продвинутым зрителем. Если в театре спектакль играли три состава, Марианна Леонидовна ходила смотреть каждый. Коля впервые пошел в театр с бабушкой. Сейчас, когда Николай бывает в столицах, он предпочитает в Питере Малый драматический Л. Додина, в Москве Ленком М.Захарова, МХАТ с его огромным репертуаром и Сатиру.
{hsimage|"Женитьба" ||||} Вера Цыпляева – бывший завпост и актриса Костромского драматического театра имени А.Н. Островского. Сейчас она занимается созданием музея театра. Когда-то Вера Сергеевна успела поработать старшим научным сотрудником музея «Кижи» и поэтому некоторое раздвоение ее личности происходит достаточно органично и с пользой для общества.  
Жарниковские дети 1994 года повзрослели и сейчас в дачном театре играют немногие из них: Николай и Борис Москины, Иван Воробьев, Вера Фролова,Мария Черноусова. Пришли новые дети: Арсений и Савелий Быкадоровы, Маша Мартьянова, София Гашкова, Катя и Лиза Михайловы. В сегодняшнем театре взрослые несколько повытеснили детей, но те своей милой непосредственностью украшают любой жарниковский спектакль.
Недавно, 29 июля, артисты порадовали своих зрителей спектаклем по пьесе Николая Гоголя «Женитьба». Авторы сценария Н. Москин и В. Цыпляева, режиссер-постановщик В. Цыпляева.
Авторы спектакля, на мой взгляд, достаточно глубоко раскрыли трагикомическую, а скорее трагическую суть невероятного события, описанного классиком, придав «событию» легкую и весьма забавную форму.
{hsimage|"Женитьба" ||||} Гоголь написал «Женитьбу» в 24 года, не зная и не предвидя своей судьбы. А судьба эта, что касается женщин, любви, женитьбы, оказалась весьма трагичной. Наверное, легче всего было бы передать внешне комические поступки, основанные на полной неуверенности героя в себе, убеждающего себя в необходимости женитьбы (Подколесин – Роман Мартьянов). Здесь же надворный советник Подколесин (значит, ему за 40) заторможенно, мучительно думает и поступает, разумеется, с определенной долей комизма. Подколесин получается такой, что зритель начинает понимать и сочувствовать герою, что не часто бывает в постановках «Женитьбы».
Остальные женихи хороши и ансамблевы: прямой как палка, серьезный как профсоюзный босс Яичница (Юрий Протасов) и отставной Анучкин, этакий ферт, первый парень на деревне (Борис Москин). Особняком среди женихов стоит Жевакин (Игорь Гашков), в котором есть что-то от Акакия Акакиевича Башмачкина, которому вроде бы  и не хочешь, а начинаешь сочувствовать. Кому, на мой взгляд, не хватило энергии, нахальства, наглости, этакого пофигизма, так это Кочкареву ( Иван Михайлов).
Жарниковские дамы достаточно легко и непринужденно создают традиционно русские образы: Агафья Тихоновна (Полина Легкая), Арина Пантелеймоновна (Ирина Набокова) и Фекла Ивановна (Наталья Михайлова). У дам получился своеобразный ансамбль в ансамбле. Агафья Тихоновна тоже вызывает сочувствие зрителей, несмотря на то, что бывает по-настоящему смешна.
{hsimage|"Женитьба" ||||} Какой же жарниковский спектакль без детей! Десятилетний Савелий Быкадоров играет Степана, работящего слугу, Подколесину повезло: Степан постоянно в работе – то он чистит фрак, та сапоги, то возится с хозяйской одеждой. Ни секунды без дела. Дуняшки у Агафьи Тихоновны тоже в постоянном движении (Софья Гашкова, Маша Мартьянова, Катя и Лиза Михайловы).
Спектакль получился глубоким и легким одновременно, ансамблевым и веселым.
И вот что обидно. Спектакли жарниковского театра не повезешь на гастроли. Где найдешь такую беседку, такой берег озера, а самое главное – такой естественный тихий природный фон? У театра под открытым небом за 17 лет выработались свои неписаные законы. Если нарушить их, разрушится и спектакль.
 
А я все же думаю, что на следующий спектакль интеллигентных деревенских актеров обратят свое внимание и средства массовой информации.