Культура

«Arstidir»: о чем поют исландские мужчины?

 
{hsimage|Группа «Arstidir» ||||} На 23-м году своего существования Международный фестиваль камерного искусства «Осенняя лира» по охвату музыкальных стилей и жанров оказался широк как никогда. Уже прошел вечер джаза, впереди концерт барочной музыки, вечера фортепианной и скрипичной музыки, литературно-музыкальная композиция… Словом, фестиваль успешно продолжает предлагать программы на любой вкус.

Проект «Arstidir» привлек внимание публики еще летом, билеты покупали за месяц-два, многие томились в ожидании, но оно того стоило! Единственный концерт исландской фолк-группы «Arstidir» запомнится слушателям надолго.

Загадочное слово «Arstidir» в переводе с исландского значит «времена года». Для человека, не бывавшего в Исландии, местные сезоны представить непросто. Кажется, там мало солнца и света, холодно и сурово… Не самая, казалось бы, приятная картина. Но, услышав исландских музыкантов, не проникнуться симпатией к этой стране невозможно.

Бывавшие в Исландии (а таковые в зале присутствовали), говорили, что музыка «Arstidir» очень похожа на саму страну… Северная поэтичность, спокойствие и величие внезапно сменяются взрывом энергии – подобно знаменитым гейзерам. Словом, если вы слышали этих молодых исландских викингов, считайте, что слегка прикоснулись к далекой стране фьордов. И неудивительно желание сразу после концерта взять билет в Рейкьявик – а оно возникло сразу, как только прозвучали первые аккорды и вступили мужские голоса.
Хочется сразу обратить внимание, что многоголосие является фирменной чертой стиля «Arstidir». Редко услышишь (особенно у современных рок-, фолк- и далее музыкантов) столь богатое и чистое пение!  В нем есть нечто гимническое, ритуальное, оно завораживает так, что забываешь дышать. «Для нас вокальные композиции – все-таки главное. Струнный квартет – красиво, но это другое. А когда ты поешь a capella, и одновременно звучат шесть голосов… Такого не поймаешь инструментами!» – говорят музыканты.
А ведь в свое время «Arstidir» начинался с трио гитар. Теперь музыкантов шестеро: по-прежнему три гитары (одна из них баритоновая, в принципе, редко используемая музыкантами), плюс скрипка, фортепиано и виолончель. А если учесть, что каждый из инструменталистов является вокалистом, то количество музыкальных инструментов возрастает вдвое. Особый шарм секстету придает то, что все участники – молодые парни. Хотя, как признаются сами музыканты, специально создавать исключительно мужскую группу они не собирались. Так получилось.
Пока длился концерт, где-то глубоко танцевала мысль – о чем поют мужчины на языке древних мифов и легенд?  В антракте краем уха слышу, что они не очень-то любят рассказывать, о чем их песни… А узнать хотелось бы!
{hsimage|Музыканты второй раз приехали в Россию ||||}Музыканты на интервью соглашаются – они вообще охотно общаются с прессой. Но точное время беседы неизвестно до последнего – жесток гастрольный график. В филармонию в сопровождении переводчиков буквально на 15 минут практически влетают скрипач Карл и пианист Йон. Успевают сделать глоток зеленого чая и сказать пару слов о себе.

– Как вы попали в Россию?

— Директор культурного фонда «Вереск» Мария Челнокова увидела нас в Интернете – на сайте исландской музыки. Конечно, у нас и до этого было желание отправиться куда-нибудь, но идея привезти нас в Россию принадлежит Маше. В первый раз мы приехали сюда в прошлом году – посетили только Москву и Петербург. В этом году в нашем российском туре восемь городов (и с акцентом перечисляют): Обнинск, Калуга, Петрозаводск, Москва, Петербург, Тверь, Дубна, Воронеж. Принимают везде просто великолепно!

– На концерте вы сказали, получив букет, что вам никогда не дарят цветов. Шутите или это действительно так?

 
— Да, в первый раз цветы подарили. В Исландии подобное принято только у классических музыкантов.

– У всех есть классическое музыкальное образование?

— Не у всех. Йон учился игре на фортепиано три года – с 9 до 11 лет. Халлгримур играет на виолончели с 6 лет, он по-настоящему обучен, так же как и Карл. Гуннар – самоучка, у Рагнара более общее образование – фортепиано, гитара и вокал, конечно.

– Но в  основном у всех классическая основа?

— Для того, чтобы быть музыкантом, классическая база необходима. Она единственно правильная; это та основа, с которой можно двигаться в любом направлении.

– Когда на сцену вышли ваши друзья из Петербурга, то образовался классический струнный квинтет. А есть ли планы сделать программу с симфоническим оркестром?

(Смеются) Если только в мечтах. Каждая группа мечтает в конечном итоге сыграть с симфоническим оркестром.

– Песни пишут все или …?

— На самом деле пишут все. Обычно происходит так: кто-то приносит «рыбу» песни, но нельзя сказать, что это вся работа. Когда есть группа из 6 человек, а ты приносишь песню – в процессе репетиций другие ее так переделают, что часто от первоначального остается очень мало. Хорошо, если осталась половина того, что было изначально принесено.

– А как потом авторство делите?

— Имена авторов, которые вы видите на диске,– верхушка айсберга. Это те люди, которые подали основную идею, те, кто вложил в песню больше всего сил.
 
 – Вы работаете вместе три года. Есть ли у кого-нибудь стремление к лидерству?
(смеются) Да кто хочет быть лидером, тот им и является! Но от дня к дню все меняется. По натуре каждый из нас – лидер, но мы пытаемся сдерживаться… Мы ведь друзья.

–  Девушкам категорически нет входа в состав вашего мужского ансамбля? Есть принципиальная позиция?
— (смеются) Мы ничего не планировали, не собирались делать мужскую группу… Просто так вышло: мы парни, мы музыканты, общаемся с людьми своего возраста – и появляется группа… Кстати, вот что смешно: в этом гастрольном туре мы, шестеро парней, путешествуем с тремя девушками (переводчик, директор группы и пресс-секретарь), еще с нами две ассистентки… Так что в целом равновесие-то есть! А если серьезно, то ввести в состав группы девушку было бы интересно, особенно если она хорошо владеет инструментами. Но в таком случае нам пришлось бы переделывать все вокальные партии, многое менять… А совместные концерты с классическими певицами у нас были. Кстати, на последнем диске на струнных играют девушки.

– Чем вам запомнится Петрозаводск?
— После концерта подошла девушка и подарила вот эту птичку… Знаете, мы каждый день играем в новых городах, для новых людей – и они сразу нас принимают. Это бесценно, и это определенно то, что необходимо сохранить в наших сердцах.

В общем, так и не получилось поговорить с молодыми музыкантами о текстах их песен (да и слишком уж они для этого были веселы). Да и фьорд с ним! Музыканты прыгают в поезд, а на память остается диск с автографами и текстами песен…


In a forest without any trees
Where feelings and memories
Superimposed by an image of you
Are caught on morning dew…

    

ДЛЯ СПРАВКИ    

 
Исландская фолк-группа «ÁRSTÍÐIR» в своей стране стала одной из главных музыкальных сенсаций последних лет. Заявив о себе в 2008 году, менее чем за год своего существования артисты сумели вызвать к своей откровенно некоммерческой музыке общенациональный интерес, пробились на телевидение, радио, заметные концертные залы страны. И всё это при том, что в материале группы нет ни агрессивного пульса современной эстрады, ни чрезмерного эпатажа, ни эстетики отвергнутых обществом бунтарей.
 
Состав группы
 
Халлгримюр Йоунас Йенссон (виолончель, голос)
Карл Алдинстайн Пестка (скрипка, голос)
Гуннар Маур Якобссон (гитара, голос)
Рагнар Оулафссон (баритон-гитара, голос)
Даниэль Аудюнссон (гитара, голос)
Йон Элиссон (фортепиано, голос)