Культура

Композиторские версии-2011

 
{hsimage|Композиторы Анастасия Сало, Полина Крышень и дирижер Алексей Ньяга ||||} Концерты XVI Пленума Союза композиторов Карелии, который прошел недавно в Петрозаводске, стали заметным событием в музыкальной жизни. О каждом из трех концертов по нашей просьбе пишут студенты-музыковеды  Петрозаводской государственной  консерватории имени Глазунова.
 
Заклинатели стихий и человеческих сердец

Погода в Карелии не перестает удивлять жителей своими сюрпризами. Последний понедельник ноября многим запомнился. Стоило только посмотреть за окно – а там… неутихающий ветер, снег, да еще и ужасно скользко и холодно. Ну, кому захочется выходить из своего теплого и уютного дома?  Именно в этот день – 28 ноября – состоялся первый концерт камерной музыки XVI Пленума Союза композиторов Карелии. Истинным любителям академической музыки нипочем были карельские шуточки, и они с энтузиазмом посетили концерт. Удивительно, но факт: к началу концерта на улице все утихло, замерло, как будто природные силы Карелии успокоились на время, чтобы услышать музыку своих талантов. В зале  музыкального училища им. К.Э. Раутио в это время царила теплая, приятно волнительная атмосфера.

Председатель Союза композиторов Карелии Александр Белобородов рассказал слушателям об истории Союза композиторов, представил план работы симфонических и хоровых концертов. На данный момент, по словам Александра Сергеевича, Союз композиторов насчитывает около 50 организаций, которые существуют по 15-30 лет. Союз композиторов в Петрозаводске был организован сразу после Московского и Ленинградского. И в следующем году у Союза композиторов Карелии будет юбилей – 75 лет! Фамилии композиторов, которые были его членами, известны на всю Россию: это Пергамент, Синисало, Голланд, Кончаков, Репников и многие другие. Союз композиторов постоянно обновляется, появляются новые члены. Сейчас союз включает в себя три поколения композиторов, которые и будут представлены на трех концертах камерной, симфонической и хоровой музыки. Будет звучать музыка не только таких знаменитых и маститых композиторов как Эдуарда Патлаенко, Бориса Напреева, Геннадия Вавилова, но и музыка совсем молодых композиторов, недавно принятых в Союз. Среди них Анастасия Сало. Она является членом Союза композиторов не только Карелии, но и Финляндии.
 
По технически причинам из программы концерта была снята «Песнь 8-459-498» для аэрофона и электронных клавишных (музыкаречь по мотивам «Одиссеи» Гомера) Виктории Сергеенко. Неожиданно поменялся дирижер. Мариуса Стравинского на симфонических концертах заменил Алексей Ньяга, приехавший из Санкт-Петербурга.
{hsimage|Ольга Молодцова. За роялем Ксения Квасникова ||||} Приятный тембр голоса ведущей Александры Алексеевой, студентки Петрозаводской консерватории, погрузил слушателей в непринужденную камерную атмосферу. Первое отделение открыли четыре романса на стихи Стефана Цвейга Анастасии Сало «Лучезарная ночь», «Нежность», «Желание» и «Брюгге». Романсы написаны в современной технике. В них слышатся отголоски музыкального экспрессионизма, берущие свои истоки у композиторов–«нововенцев» – Шенберга, Веберна, Берга. Музыкальная ткань романсов рассредоточена вне тональности, опирается на 12-тоновую систему. Довольно сложную вокальную партию исполнила студентка консерватории Ольга Молодцова (меццо-сопрано). Поскольку в романсах нет определенной тональности, классической гармонии, исполнение такого произведения представляет сложность. Рельефный мелодический рисунок со скачками на широкие интервалы, хроматизмы, диссонансы в гармонии не сразу ложатся на слух. Несмотря на эти трудности, Ольга достойно справилась со своей задачей. Аккомпанировала ей аспирантка Петрозаводской консерватории Ксения Квасникова. Их дуэт довольно ярко представил публике данный опус.   
В концерте прозвучали две сонаты для скрипки и фортепиано №4, 5 ор. 84 Бориса Напреева. Их исполнили Евгения Давиденко (скрипка) и Наталья Казиева (фортепиано). Эти две небольшие сонаты входят в цикл «Шесть сонат для юношества». Сочиняя  цикл, Борис Дмитриевич опирался на распространенную в XVIII веке традицию – «писать все по шесть». Это, по словам автора, «хитрый цикл в духе XVIII века». Шесть сонат имеют свою логику: они написаны по степени сложности. Интересна история появления этого сочинения. Автор рассказывает: «Однажды, ко мне обратилась коллега по работе Диляра Дмитриева с просьбой сочинить для ее дочери Саши какое-нибудь произведение. А поскольку девочка только начала осваивать скрипку, я решил написать для нее сонату для скрипки и фортепиано, где использовалась только первая позиция и открытые струны». Весь цикл вырос из этого сочинения. Ярко и красиво прозвучала Соната №5. Она на сегодняшний день – последний дописанный опус этого цикла, хотя 6-я соната тоже практически готова.  Ждем скорейшего исполнения и ее.
Между двумя сонатами Б. Напреева прозвучала пьеса на библейский сюжет из «Ветхого завета» «Покой – день седьмой» для кларнета и фортепиано ор. 58 Эдуарда Патлаенко. Седьмой день – священный день для человека. Это день прославления Всемогущего Творца. Сдержанная красота печального звучания пьесы расцветает в мажорный, радостный  гимн, прославляющий все живое на земле. Такой образ весьма тонко создали в нескольких минутах музыки кларнетист, аспирант консерватории Андрей Шибанов и Матвей Бакалин (фортепиано).
Второе отделение открыл цикл романсов «Погорельщина» на стихи Николая Клюева Романа Зелинского. Об этом замечательном цикле рассказала слушателям доктор филологических наук Елена Маркова. Цикл «Погорельщина» был написан  в 1928 году и сразу запрещен. Он не был записан и читался в доме великого дирижера Николая Голованого. Основным слушателем была известная оперная певица Надежда Обухова. Цикл «Погорельщина» – это поэма о вере. В нем отражена борьба с крестьянским, православным народом, смутные времена 1928 года. Это произведение о том, как гибнет русский народ и что его ждет в будущем. Несмотря на то, что сочинение Романа Зелинского написано  более 80 лет спустя, композитор стремится передать нам экзистенциальный смысл сочинения. Роман Федорович в музыке трактует с современной позиции изображенное в поэзии состояние русского народа. Владимир Морозов (бас) и Светлана Синцова (фортепиано) достаточно мощно и ярко воплотили тот настрой, характер, в котором ощущалась широта настоящей русской души, понятной каждому сидящему в зале.
    
Поэма Владимира Угрюмова для двух фортепиано «По прочтении…» интригует своим названием. Что хотел автор изобразить в этой разнообразной по музыкальному содержанию музыке? Что стоит за этим многоточием? Поэма не имеет конкретного сюжета. Владимир Николаевич поясняет, что за этим название стоит нечто субъективное. Это внутреннее состояние человека после знакомства с произведением искусства, его работа над собой. Эта работа продолжается всю жизнь. «Работа – самое главное, для чего существует искусство». В поэме в общих чертах ощущаются черты минимализма: повторение музыкальной фразы с минимальным варьированием, устойчивый ритм. Произведение прозвучало в исполнении  студенток консерватории Таисии Пономаревой и Дарины Шабалдиной.
    
Элегическая музыка для четырех кларнетов Вячеслава Кошелева, прозвучавшая в заключение концерта, вызвала двоякое восприятие у слушателей. В ней с одной стороны есть и элегичность, лирическое настроение. Но присутствуют и совсем иные, «неэлегичные» образы –  тревожное волнение, детское озорство, радостное предвкушение чего-то. Вячеслав Константинович, говоря о своем произведении, называет его "элегией с улыбкой". Это произведение было написано как заказ для четырех кларнетистов из музыкального колледжа на конкурс «Родина Чайковского». Для исполнительской программы кларнетистам нужна была музыка карельского композитора. Так появился данный опус. «Элегическая музыка» прозвучала в исполнении студентов Максима Лихачева, Юлии Силантьевой, Натальи Славутской и Ли Цзяна, который приехал к нам издалека. Ли первый год учится в Петрозаводской консерватории в рамках совместной образовательной программы между нашей консерваторией и Шанхайским педагогическим университетом.    
 
По окончании концерта все композиторы, чья музыка прозвучала в концерте, под аплодисменты публики были приглашены на сцену под аплодисменты публики.

Ольга Денисова,
студента Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова


Три взгляда на современный мир: композиторские версии-2011

29 ноября 2011 года в Большом зале Карельской государственной филармонии в рамках XVI Пленума Союза композиторов Карелии состоялся концерт симфонической музыки. Исполнители – Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии, на концерте оркестром руководил петербуржец Алексей Ньяга. О значимости концерта можно было судить уже по особой аудитории. На концерте присутствовали все члены Союза композиторов Республики Карелия, а также представители министерства культуры РК.
 
В программе прозвучали сочинения очень известных и уважаемых композиторов не только в республике, но и за ее пределами Г.А. Вавилова, Э.Н. Патлаенко и Б.Д. Напреева. Мне удалось немного побеседовать с композиторами, и они охотно поделились мыслями о своей музыке. Все три композитора родились в 1930-е годы, и их можно по праву отнести к поколению «шестидесятников». Но при этом они настолько разные, что вряд ли можно говорить о схожих чертах их музыки. Три композитора, три различных картины мира, три стиля. И было интересно сравнить, как эти композиторы слышат современный мир спустя почти полвека от начала творческого пути.
Концерт состоял из двух отделений. В первом прозвучал Первый концерт для большого симфонического оркестра в четырех частях Г.А. Вавилова. Написан он был в 2005 году, и уже название говорит о слиянии концертного и симфонического жанров. На мой вопрос «Почему был выбран такой жанр и такое количество частей» Геннадий Алексеевич ответил так: «Концерт уже сложился, эталоном стал Концерт Белы Бартока, одно из его последних произведений. Концерт – это когда виртуозно используются инструменты оркестра, он получится только в том случае, если композитор владеет и слышит виртуозность. Она должна быть удобной исполнителям». Если говорить о стилистике концерта, то в целом ее можно обозначить как неоклассицизм с отсылкой к соцреализму. Маршеобразность становится центральным элементом и сохраняется на протяжении практически всего сочинения. Слышны отголоски музыкального языка Прокофьева и Стравинского, но это звучит достаточно органично и самобытно. Сам композитор не дает точного определения своему стилю: «Тут о стилистике говорить не приходится, это мой стиль, моя логика мышления, мой язык. Современный язык». Геннадий Алексеевич прекрасно работает с квази-цитатным материалом, что делает концерт воспринимаемым, он хорошо ложится на слух.
Второе отделение было открыто сочинением Э.Н. Патлаенко «Воспоминание о Григе», музыка для симфонического оркестра ор.67 №2. На мои вопросы Эдуард Николаевич отвечал лаконично. Первоначально произведение было написано в 2007 году для духового оркестра, как уточнил автор, «по просьбе музыкантов-духовиков из Норвегии. Они приезжали на День Города и играли его. В 2008 году я сделал редакцию для симфонического оркестра». В этой редакции произведение звучит впервые. По мнению композитора, «по характеру и по жанру это вальс. Это моя дань Григу. Вначале я не хотел за это браться, но потом возникла идея – начальная тема Фортепианного концерта Грига, и за месяц музыка была написана. Почему Григ? Я люблю этого композитора, его музыка мне близка. Ну а, во-вторых, предложили норвежцы». «Воспоминание о Григе» буквально пропитано романтическим настроением, душевностью. В произведении явственно выделяются две темы – тема Фортепианного концерта Грига и собственная тема Патлаенко, которая в основном звучала у солирующего саксофона.
Завершило концерт дебютное произведение Б.Д.Напреева Концертная симфония №8 для оркестра с солирующими скрипкой (А. Дмитриев), английским рожком (засл. арт. Карелии М. Баш) и фортепиано (засл. арт. Карелии Д. Дмитриева). Симфония была закончена в 2009 году. По словам Бориса Дмитриевича, для него «эта симфония очень важна, фантастически важна. С момента написания Седьмой симфонии прошло ровно 10 лет, за это время было многое в моей музыкальной жизни, …и в музыковедении я тоже много чего натворил. Я два года жил в Германии, написал книгу "Оркестр и фуга", по ней диссертацию. … В этой симфонии есть две фуги – во второй и в четвертой частях». Взаимодействие оркестра и фуги – сложный вопрос, каждый полифонист решает его по-своему. Жанр концертной симфонии сложился и был распространен еще в XVIII веке, являясь промежуточной формой между симфонией и инструментальным концертом. Но стилистическое направление симфонии Напреева скорее тяготеет к нововенской школе: тональности нет, музыкальная ткань чрезвычайно полифонична. Есть элементы пуантилизма, интересно используются тембры разных инструментов, в том числе перкуссии. Но автор уверен, что «сейчас ортодоксальная сериальность слилась с другими принципами организации,… каждый композитор вкладывает свое в систему, я не исключение». На концерте прозвучали только три части симфонии, финал был снят. По утверждению самого композитора,  «в конце второй части рояль долго играет один аккорд, двенадцать раз как двенадцать ударов часов, после чего приходит дьявол. Но в целом программности нет». Можно сказать, что дебют симфонии Бориса Дмитриевича прошел успешно. Композитор здесь работает не только со звуком, но и с тишиной, отчасти от этого музыка требует вдумчивого, интеллектуального слушания.
В целом концерт произвел хорошее впечатление. Творчество современных композиторов всегда слушать сложно, а оценивать сочинения живущих композиторов, наших современников – еще сложнее. Они зачастую или кажутся очень простыми – как киномузыка, или очень сложными – как сочинения авангардного направления. Этот концерт представил нам три различных видения мира – игра с неоклассицизмом и советской эпохой, ностальгия по романтизму, настрой и приоритет нововенской школы. И это разнообразие составляет общую картину современного мира через призму взглядов композиторов, многое повидавших на своем веку. Они живут во времена перемен – исторических, культурных. И, несомненно, это не может не отражаться в их музыке.

Александра Игумнова,
студентка Петрозаводской государственной
консерватории им.Глазунова

О Калевале, любви и современности

{hsimage|Роман Зелинский ||||} В последний день осени в Большом зале Карельской государственной филармонии состоялся третий и завершающий концерт в рамках проведения XVI Пленума Союза Композиторов Карелии. Была представлена разнообразная программа из трех произведений симфонической и хоровой музыки. Дань народному эпосу стала примечательной и актуальной для концерта. В первом отделении прозвучало произведение уже маститого композитора Романа Зелинского — руническая оратория «Калевала» (сочиненная в 1990 году) на слова карело-финского эпоса «Калевала» в переводе Л. Бельского. Оратория написана для смешанного хора, чтеца, флейты, фортепиано и ударных. В свою музыку композитор вложил дух народной эпической песни и ее героев. Особенно запомнилось эффектное, эмоциональное исполнение чтецом Василием Башкировым фрагментов из эпоса.

Второе отделение состояло целиком из произведений молодых композиторов, учениц председателя Союза композиторов Карелии Александра Сергеевича Белобородова: Полины Крышень и Анастасии Сало. Кстати, поздравляем Анастасию с весьма успешным завершением аспирантуры, именно в этот день она как всегда успешно сдала свой последний творческий экзамен.
 
В начале прозвучала кантата «Песни любви» для хора и симфонического оркестра на слова литературных памятников Древней Греции и Древнего Востока Полины Крышень. Музыка ввела нас в атмосферу совершенно иную, нежели в первом отделении. Открытость, напряженность эмоционального высказывания в исполнении хора, полнозвучие оркестра, игра тембровыми красками захватила слушателей до конца произведения. Впечатления после прослушивания произведения остались самыми яркими. В музыке чувствовалось желание Полины вознести хвалу этому восторженному и, наверное, самому прекрасному чувству.
Завершающим аккордом стал Концерт для фортепиано с оркестром Анастасии Сало в исполнении оркестра филармонии  и выпускника консерватории Александра Соловьева (фортепиано). Внимание слушателей было увлечено сначала резкими диссонирующими созвучиями, во второй части лирико-взволнованной темой у фортепиано, а в финале неумолимой энергией ритма, столь характерного для современной музыки. Образная атмосфера, господствующая на протяжении всего Концерта, взывала к внутренней свободе и уверенности. По сравнению с музыкой Полины — это огромный шаг в сторону. Это музыка, которая существует по своим законам, и ассоциируется только с внутренним композиторским потенциалом самой Анастасии. Такое завершение всей концертной программы выглядело весьма оригинальным.
Конечно, полноценное воплощение замыслов композиторов не состоялось бы без насыщенной и ответственной работы хора Петрозаводской государственной консерватории (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Е. Гурьев, дирижёр – аспирантка консерватории С. Семёнова) и симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, управление которым взял на себя молодой дирижер из Санкт-Петербурга Алексей Ньяга. В Петрозаводске дирижер, еще не успев примериться к коллективу, тут же вступил в «бой» за новое композиторское творчество, и в сжатые сроки сделал программу с нашими музыкантами. Его работа отличалась вдохновением, эмоциональностью и вниманием к деталям.
Весьма отрадно, что места в зале Карельской филармонии были заполнены почти полностью. Слушатели были более чем благосклонны, и с щедростью одаривали композиторов аплодисментами, цветами и поздравлениями. Особый антураж серьезности придавал ведущий концерта, студент Петрозаводской государственной консерватории Иван Романов. Концерты пленума Союза Композиторов стали весомым культурным событием, доказав – современная академическая музыка нужна обществу. Ее слушают. О ней думают. Ей аплодируют!

Александра Алексеева,
студентка Петрозаводской государственной
консерватории им. А.К. Глазунова
 
Фото авторов