Культура

«Музыка карельских композиторов выразительна и понятна»

 
{hsimage|Алексей Ньяга ||||} Молодой петербургский дирижер Алексей Ньяга, которого в Петрозаводске увидели впервые на концертах только что прошедшего  пленума Союза композиторов Карелии, сразу обратил на себя внимание. "Настоящий профессионал!" — общее мнение музыкантов.
 
С 28 ноября по 1 декабря в Петрозаводске состоялся XVI Пленум Союза композиторов Карелии. В рамках пленума прошли концерты камерной, хоровой, симфонической музыки из сочинений, созданных авторами за последние годы. Вечера с участием Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии и Академического хора Петрозаводской консерватории стали центральными и привлекли много заинтересованной публики.
 
Основная нагрузка в концертных программах выпала на долю приглашенного дирижера Алексея Ньяга (Санкт-Петербург). Он дирижер детского музыкального театра «Зазеркалье», преподает дирижирование в Хоровом училище им. М.И. Глинки и на регентском отделении Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, а также является лауреатом II премии Международного конкурса дирижеров хора имени А.А. Юрлова (Екатеринбург, 2001).
 
Приехав накануне, Ньяга в очень сжатые сроки разучил и исполнил с оркестром и хором большую и сложную программу – Концерт для большого симфонического оркестра в 4-х частях Геннадия Вавилова; «Воспоминание о Григе». Музыка для симфонического оркестра, соч. 57, №2 Эдуарда Патлаенко; Симфония № 8 (концертная) для оркестра с солирующими скрипкой, английским рожком и фортепиано в 4-х частях, соч. 87 Бориса Напреева; Кантата «Песни любви» для хора и симфонического оркестра в 4 частях на слова литературных памятников Древней Греции и Древнего Востока Полины Крышень; Концерт для фортепиано с оркестром в трёх частях Анастасии Сало.

Ме удалось задать несколько вопросов Алексею Ньяга.  

— Алексей, с какими симфоническими оркестрами вам уже приходилось работать? Как вы оцениваете уровень симфонического оркестра Карельской государственной филармонии?

— Я выступал с различными симфоническими коллективами Санкт-Петербурга — оркестром Государственной академической Капеллы, оркестром Государственного Эрмитажа, Государственным академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Сотрудничал с оркестрами Михайловского театра, театра Санкт-Петербургской консерватории, оперного театра республики Марий-Эл.
Был приятно обрадован высоким профессиональным уровнем симфонического оркестра Карельской филармонии. Степень отзывчивости, исполнительской увлеченности музыкантов, пожалуй, отличает этот коллектив от привычного уровня других оркестров. Мне кажется, у нас достаточно быстро установился взаимный творческий контакт.

— Как вам удалось в столь короткий промежуток времени — ведь вы работали с партитурами всего несколько дней — разучить с симфоническим оркестром филармонии и хором консерватории  новую и трудную программу? Довольны ли вы исполнением?

— Несмотря на то что сочинение Вавилова оркестр исполнял раньше, а кантату "Песни любви" Крышень хор разучил заранее, времени на подготовку партитур было действительно мало. Полагаю, что такие особые условия работы, напротив, послужили для всех нас дополнительным стимулом к мобилизации совместных усилий. Уверен, будь репетиций больше, мы смогли бы достичь качественно более высокого результата, именно в разного рода деталях, характеризующих каждое из сочинений. Но я тем не менее очень доволен результатом. Мне кажется,  каждое из сыгранных нами произведений имело свое лицо и явило слушателю только ему свойственную оригинальную музыкальную идею.

— Как, по вашему мнению, можно охарактеризовать музыку современных карельских композиторов? Что отличает ее от музыки композиторов иных регионов России?

{hsimage|Овации дирижеру ||||} — Мне сложно судить об этом объективно, я не так часто сталкивался с современной музыкой (в особенности отечественных авторов). Могу лишь сказать, что те партитуры, которые прозвучали в рамках пленума написаны в традиционных формах и с использованием традиционного инструментария. Это делает их,  при всех безусловных отличиях друг от друга, доступными для восприятия публикой, а это, на мой взгляд, одна из важнейших черт хорошей музыки. Авторы не стремятся удивить нас эффектными музыкальными находками или озадачить мудреными философскими концепциями, их музыка выразительна и понятна. А это значит, что она основывается на серьезных академических традициях и школах, и в будущем сама способна послужить такой основой для молодых авторов.

— Удалось ли вам в Петрозаводске лично познакомиться с композиторами, музыку которых исполняли?

— Да, все композиторы присутствовали на репетициях. Я постарался с вниманием отнестись к их пожеланиям и советам.

— В первом концерте вы дирижировали музыкой композиторов старшего поколения (Г. Вавилов, Э. Патлаенко, Б. Напреев), а во втором – композиторов молодого поколения (А. Сало, П. Крышень). Видите ли вы принципиальные отличия в музыкальной стилистике и образах авторов разных поколений?

— Пожалуй, нет. Мне кажется, композиторы молодого поколения уверенно движутся по пути обретения собственного стиля. Отдельно хочется отметить Полину Крышень. Мне как дирижеру с хоровым прошлым оказалась близка её композиторская манера. Я думаю, что это композитор с серьезным будущим.

— Ваши пожелания Союзу композиторов Карелии.

— Новых сочинений и новых имен!

Пленум показал, насколько интересен и разнообразен творческий поиск композиторов Карелии. Для петрозаводских слушателей пленум стал настоящим праздником – трехдневным «концертным туром» в страну современной карельской музыки, где все произведения – премьеры. На очереди 75-летний юбилей Союза композиторов Карелии – он пройдет  в 2012 году.

Читайте интервью с дирижером также на сайте Карельской госфилармонии