Культура

Семейный портрет в интерьере

 
История создания одной картины  Фолке Ниеминена
 
{hsimage|На выставке у картины Фолке Ниеминена «Семейный портрет в интерьере» ||||} В творчестве художника Фолке Ниеминена и в экспозиции его персональной выставки, что открыта в эти дни в залах Музея изобразительных искусств РК, есть одна несколько необычная для него  по теме  и жанру картина, вызывающая интерес и вопросы зрителей.

«Семейный портрет  в интерьере»  рассказывает о жизни одной хорошо знакомой художнику семьи Лео и Ирмы  Кайпиайнен.  Он известный ученый-биофизик,  она — журналистка по профессии.

Многие годы Фолке Ниеминен был «своим» человеком в их гостеприимной семье и неудивительно, что стал ее летописцем. Сначала он написал портретный этюд  их сына Арвида, потом приступил к портрету хозяйки — Ирмы Петровны. Было это летом 1979 года. В квартиру Кайпиайнен на Московской  улице в Петрозаводске принес  мольберт, кисти, краски и стал донимать хозяйку ежедневными сеансами, отвлекался лишь на ее вкусные обеды. Был  допущен к ее гардеробу, переворошил все платья Ирмы, пока не остановился на платьице желтого цвета. Этот цвет стал эмоциональной доминантой к образу Ирмы  Кайпиайнен. Ее лицо в фас написано крупным планом, что придает  некую торжественность ее портрету, но не лишает ее образ женского обаяния. Портрет вроде бы получился, но чего-то в нем еще не хватало. И тогда художнику пришла мысль окружить героиню лицами любимых ею людей: мужа Льва Константиновича и детей Арвида и Эрика. Без них ей было как-то одиноко. Получился групповой портрет семьи Кайпиайнен, но он требовал дополнения. И тогда появился венок жанровых сюжетов, дополненных элементами натюрморта: яблоки, книга «Nova Vita». Жизнь семьи заиграла на холсте, каждый ее член нашел на ней свое место и любимое занятие, а образ женщины обрел значимость хранительницы очага, любящей жены и матери.

Композиция этой картины Фолке  Ниеминена чем-то напоминает житийную икону — в ней есть средник и клейма. Только рассказ ведется о современной конкретной семье в ее счастливый безоблачный период. Когда все были вместе, любили друг друга. Получились «Жития семьи Кайпиайнен, в которой художник часто бывал, отогревался душой  и с удовольствием  работал над картиной. Думаю, совсем не случайно в правом нижнем углу картины Фолке написал свое лицо, отображенное в зеркале.  Эта многожанровая,  яркая. Радостная по цвету картина стала последним произведением Фолке Ниеминена, созданным им в Карелии. Он уехал в Санкт-Петербург, а потом и в Финляндию на родину своих предков.

Смотрю сейчас на «Семейный портрет в интерьере с чувством глубокой печали, ибо ушли из жизни ее герои — Лев Константинович и Ирма Петровна Кайпиайнен, уехали из России их дети.

В июле 2010 года скончался Фолке Эйнович Ниеминен. Но все они продолжают жить, общаться, дружить, любить в этой картине до тех пор, пока ей суждено быть в музее. Такова сила искусства, толь ко ему подвластно бессмертие. А нам , сейчас живущим, выпала обязанность и радость хранить память об ушедших художниках, трудом и талантом которых запечатлены черты времени и образы их современников.

10 февраля в 16 часов в музее пройдет вечер памяти  заслуженного художника РФ Фолке Ниеминена в рамках работы выставки "Фолке Ниеминен и круг его друзей".