Культура

Как солнца луч в движении тумана

{hsimage|Юлия Иконникова и Михаил Штанько ||||} Большой концертный зал Петрозаводской государственной консерватории раскрывает все новые свои возможности. В конце прошлого года здесь был установлен великолепный электронный орган американской фирмы Allen. О нескольких последних концертах пишут студенты консерватории.

 

 

Новый король в стране детства

 

22 февраля и 10 марта состоялись первые концерты органной музыки для детей. 

Оба концерта имели интереснейшие программы, автором и исполнителем которых была московская органистка Юлия Иконникова, дипломант международных конкурсов и обладатель специального приза «Радио России» на международном конкурсе органистов им. М. Таривердиева.

Юлия Иконникова с отличием окончила Московскую государственную консерваторию по классам «фортепиано» и «орган», прошла стажировку у выдающихся органистов Европы и Америки Л. Рогга, Ж. Гийю, О. Портана, Г. Роста, Х. Майстера, В. Церера, Д. Кристи. С 2005-го по 2008 год Юлия работала органисткой Дворца искусств Кондопоги. Она занимается просветительской деятельностью — выступает с концертами-лекциями, посвящёнными композиторам различных национальных школ и стилям органной музыки.

Юлия Иконникова является преподавателем по классу органа в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова и в ДМШ им. С.В. Рахманинова (Москва), ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом, выступая с сольными программами и в ансамблях.

Концерт 22 февраля назывался «В гостях у короля инструментов». Для многих маленьких любителей музыки это было первое знакомство с органом, и Юлия Иконникова позаботилась о том, чтобы они не просто поняли, как выглядит и звучит инструмент, а узнали об истории его происхождения и устройстве.

В начале концерта дети сами проверяли, как звучат различные регистры органа, выходя на сцену по приглашению Юлии Александровны. В её исполнении затем прозвучали пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского в прекрасном сочетании с видеорядом из мультфильмов по этим циклам Инессы Ковалевской. Таким образом, ученики детских музыкальных школ Петрозаводска и ближайших районов Карелии получили двойное удовольствие, послушав уже известную им гениальную музыку и познакомившись с талантливыми мультфильмами.

{hsimage|Ведущая концерта Ольга Белова и Юлия Иконникова ||||}

Ведущая концерта, известный лектор, заслуженный деятель искусств Карелии Ольга Петровна Белова активно помогала Юлии Иконниковой на первом и в огромной степени на втором концерте, прошедшем 10 марта под названием «Путешествие во Францию». Он состоял из двух частей. В первой из них публика выслушала небольшой рассказ о Франции и о том, как орган попал в Европу, после чего Юлия Иконникова знакомила с музыкой французских композиторов эпохи Ренессанса и барокко на фоне слайдов с видами Версаля. Хочется отметить удивительную тишину и внимание, с которыми маленькие слушатели воспринимали как музыку, так и краткие исторические справки о старинных композиторах, совсем незнакомых не только детям, но даже и многим взрослым.

Зал был практически полон. Публика состояла из учеников детских музыкальных школ Петрозаводска, в основном младших и средних классов и их родителей. Ректор консерватории Владимир Александрович Соловьев также присутствовал и, похоже, остался доволен, судя по той улыбке, которая не сходила с его лица весь концерт. Особое впечатление на детей произвело исполнение пьесы для ножной педали соло итальянского композитора конца XVI — первой половины  XVII века Джироламо Фрескобальди и «Бразильеры» из сюиты «Скарамуш» французского композитора XX века Дариуса Мийо. Солирующую партию скрипки в «Бразильере» исполнила Катя Врублевская (6 класс ДМШ № 1 им. Г. Синисало), чьё шикарное пышное платье с красно-золотистыми цветами на черном атласном фоне и блестящая игра в равной степени вызвали восторг и восхищение сверстников. Волшебно-мистическая музыка пьесы французского композитора второй половины XIX — первой половины XX века Луи Вьерна «Наяды» также поразила воображение публики. В предверии исполнения прозвучало стихотворение В. Жуковского «Рыбак», зачитанное О.П. Беловой, а саму музыку сопровождали слайды с изображением русалок.

Вторая часть концерта была отдана музыкально-литературной композиции «Золушка». Чередовались сказка Ш. Перро и  музыкальные иллюстрации на фоне видеофрагментов из одноименного советского фильма Н. Кошеверовой и М. Шапиро и мультфильма И. Аксенчука. Мягкий  бархатный тембр голоса ведущей погружал в атмосферу доброй сказки, настраивая на музыку французских композиторов Луи-Николя Клерамбо, Сезара Франка, Луи Вьерна, Луи Лефебюр-Вели и других.

Композиция была выстроена в высшей степени профессионально, дети слушали сказку завороженно и в глубокой тишине. В завершение концерта Вика Щучкина (6 класс ДМШ им. Г. Свиридова) исполнила «Песню Золушки» Цветкова. 

Мне удалось побеседовать с Юлией Иконниковой и задать ей несколько вопросов о её новаторском проекте:

— Юлия Александровна, в какой момент к вам пришла идея организации органных концертов для детей?

— Лет 6 назад, в то время я работала в Кондопоге, воспитательница детского сада, в который ходила моя дочка, обратилась ко мне с просьбой организовать встречу, где бы я поиграла на органе для детей. Я удивилась, так как не вполне понимала, будет ли малышам интересно. Тем не менее воспитательница привела группу во Дворец искусств, встреча прошла замечательно, и та реакция детей, интерес, с которым они отнеслись к инструменту, натолкнули меня на мысль об организации детских программ с органной музыкой.

— Как вы считаете, что является главным, что необходимо учитывать в концертах такого рода?

— В первую очередь, важно помнить, что это детский концерт. Нельзя его строить как обычный для взрослых. Очень важно участие детей в процессе, вот, к примеру, 22 февраля они выходили на сцену, нажимали клавиши на органе. Концерт должен проходить в увлекательной форме. У детей особое мышление, важно их заинтересовать.

— Ваш проект просто замечательный. Известно, что вы объездили с ним уже немало городов, но для Петрозаводска он совершенно новый. Можете ли вы сказать, что всё достигнуто и ожидания оправданы?

— Да, безусловно. Можно сказать, что я получила положительный заряд. Детские концерты замечательны тем, что от них получаешь много энергии, чувствуешь отдачу.

На протяжении тысячелетий конструкция орган претерпевает изменения, которые связаны не только с достижениями технической мысли, но и с эволюцией музыкальных стилей. Впервые появившись в Римской империи как светский инструмент, затем в средневековье внедренный в христианские храмы, орган достиг совершенства уже в барочную эпоху. С тех пор будучи самостоятельным концертным инструментом он и в современной музыкальной культуре занимает подобающее ему высокое положение.

Мария Шанина

 

Орган + гобой: новый взгляд на музыку

 

10 марта состоялся необычный концерт-дуэт для органа и гобоя. Исполнители — лауреат международных конкурсов Михаил Штанько (гобой) и дипломант международных конкурсов Юлия Иконникова (орган). Ведущая концерта — Ольга Белова.

Увидев на афише столь интригующую заявку, слушатели не заставили волноваться организаторов и полностью заполнили концертный зал. Вступительное слово ведущей и ее интересные комментарии к сочинениям были весьма кстати, настраивали слушателей на нужный лад.

{hsimage|Юлия Иконникова и Михаил Штанько ||||}

Органистка Юлия Иконникова, уже хорошо известная петрозаводским меломанам, ведет активную концертную деятельность в России и за ее пределами. Михаил Штанько для нас новое имя. Михаил является артистом Государственного Камерного Оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, участником множества международных фестивалей. Он также занимается композицией.

Вечерняя программа состояла из двух продолжительных отделений, где исполнители предстали и как сольные персонажи и в ансамбле. Название концерта «Орган-гобой: взгляд сквозь столетия» себя оправдало. Был отражен широкий репертуар, охватывающий более 300 лет развития западноевропейской музыки. В программу вместились и произведения для органа, и сольного гобоя, и, конечно, дуэт орган-гобой.

Программа вобрала в себя музыку Италии, Франции, Германии, Англии. Сочинения Клерамбо, Гильмана и Сен-Санса имели ни с чем несравнимый светлый колорит, изящество и своеобразную регистровку. Михаил Штанько исполнил четыре фрагмента из сюиты крупнейшего английского композитора XX века Б. Бриттена для гобоя-соло «Шесть метаморфоз по Овидию». Гобой, который не случайно сравнивают с голосом человека, звучал эмоционально и одухотворенно, в чем немалая заслуга самого Михаила.

Тембры органа и гобоя слились в удивительный и гармоничный звуковой альянс в самых неожиданных переложениях. Например, во втором отделении прозвучал соль-минорный Ноктюрн Ф. Шопена для фортепиано в переложении для органа и гобоя. Юлия Иконникова призналась:

— Скорее всего это первое исполнение, до нас никто ещё не играл это произведение в таком варианте.

Концерт оставил неповторимое ощущение. Камерность звучания гобоя и завораживающая мощная аура органа были созвучны настроению,  которое отразил Константин Бальмонт в своем стихотворении «Музыка»:

Когда и правая и левая рука

Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,

И звездною росой обрызгана тоска,

И колокольчики журчат в мечтах рассветных,

Тогда священна ты, — ты не одна из нас,

А ты, как солнца луч в движении тумана,

И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,

И в роще дремлющей идущая Диана.

Всего острей поет в тебе одна струна

Чрез грёзу Шумана и зыбкий стон Шопена.

Безумие луны! И вся ты — как луна,

Когда вскипит волна, но падает, как пена.

 

Александра Алексеева