Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное, Культура

В сказочном царстве Ларисы Дергачёвой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Из мастерской художника

Какое счастье темным ноябрьским вечером попасть на чаек к петербуржской лоскутнице Ларисе Дергачевой!

Эта небольшая комнатка в коммунальной квартире на Сенной служит ей основным местом жилья и мастерской не один десяток лет. Сюда попадаешь, как в особое лоскутное  царство-государство. Тут же освобождается небольшой пятачок на столе для чайника. Глаза разбегаются: давненько я здесь не была, с десяток лет прошло, а ничего не изменилось.

Пробираюсь к диванчику, где восседают принц и принцесса – котофеевичи. Белый старичок уже, а серая малышка только что появилась в этом царстве: сердобольная Лариса принесла ее из Эрмитажа. Так что в этом царстве все со своей историей. Взять хотя бы фарфоровые сливочники, которыми увешаны все стены комнаты. Их уже почти тысяча.

– Благодаря последнему в коллекции  сливочнику, который я получила от мастерицы из Белгорода, встретила совершенно удивительных художников, – рассказывает Лариса и наливает в пиалу зеленый чай. –  Поехала за ним  в семью Мишиных, где мать  Марина – мастер по кукле, отец – Андрей Мишин – скульптор, а дочь Аполлинария –художник-каллиграф. Аполлинария – автор потрясающей авторской книги «Евангелие от Марка» для известного издания «Вита Нова». Сейчас, между прочим, в Санкт-Петербурге у них выставка проходит.

Вот так всегда: Лариса больше рассказывает о других, чем о себе.  А сама она также способна вдохновлять, да еще как!  Известная лоскутница посетила многие города России с выставками и мастер-классами. Где ее только не знают: в Пскове, Вологде, Суздале.  Ее лоскутное шитье часто сравнивают с живописью: «Лариса! Вы волшебница! Какие же сказочные сны приснятся под этим одеялом!» – пишут ей ее почитатели. Или вот еще отзыв Марины Каленской: «Вы создаете прекрасное и русское, а это сочетание – такая редкость. Спасибо за праздник чувств от ваших работ!»

Стол буквально завален розово-красными тканями. Лариса поясняет:

– Осенью всегда хочется розовой нежности. Её и шью. Бывает, так увлекаюсь, что годами шью в одной гамме… Был синий период, потом «русский», розовый и даже без зелёного не обошлось.

На палках под потолком как две большие птицы висят два золотисто-охристых жакета. Лариса готовится к выставке, которая откроется в декабре в Музее профориентации. Зал не очень большой, поэтому  она  задумала выставку как необычную шкатулку, в которой чего только не бывает.

Мастерица  никогда не говорит «пэчворк», для нее нет  лучшего слова, чем русское «лоскут».

– Как корабль назовешь, так он и поплывет, – Лариса поглаживает своего кота. – Пэчворк, квилт –  резкие и угловатые,  не наши слова, ломающие язык. Поэтому так много углов и ломаных линий в большинстве тех работ, которые мне попадаются на глаза. А уж как стегают – и в хвост и в гриву! Простите за резкость – сердце от боли сжимается. Превращают  не в мягонькое,  уютненькое и тепленькое, а в картон. Отсюда  не увидишь никакой любви к рисунку на ткани, что художник создавал.  За многие годы любования тряпочками поняла, почему так у всех народов прижился и полюбился родившийся в Индии огурец,  он же пейсли. Это  же закодированный символ семьи! Доставайте свои ткани и смотрите внимательно, с любовью. Обязательно увидите мужское и женское начало, а рядышком малыш всегда чуть поменьше – зарождение новой жизни. Это мои наблюдения,  а то пэчворк… Огурец всему голова!

Лариса считает, что многие лоскутницы в России пошли по пути западного освоения технологии шитья. А ей по душе русская традиция. Вот как она описывает свой творческий процесс для друзей у себя на страничке ВКонтакте: «Специально не крою, только тогда, когда рыб шью. Мне главное цветовую гамму набрать, и во время шитья надо обязательно чаю или кофию попить, так как могу вспомнить, какую тряпоньку ещё не добавила. Это самое главное в лоскутном шитье, и  наши «пра-пра» тоже добавляли, а не кроили сразу. Если накроить заранее, то и процесса интересного не получится. Пошла шить. Уже два раза кофий пила…».

Ее дом завален тканями, которые она покупает всюду, в комиссионном магазине, например. Иногда может без хлеба сидеть, но тряпочку понравившуюся или редкую не может не купить.

– Наши прапрабабушки знали цену ситцу, – считает Лариса. – Не от бедности, а исключительно от любви к цветочку на ткани, от любви к ребенку шились по всей Руси подгузники из ношенных-переношенных.  Выбирались крепенькие фрагменты от рубах дедушек и бабушек… Это было оберегом души, сейчас это слово заменили на другое – энергетика.

Творит Лариса потому, что не может не творить. Часто  вспоминает нелегкое детство, когда забот у деревенской девчонки было невпроворот, а о красках только мечтать могла.  Было свое небо там, на Карельском перешейке, где росла и краше которого не знает.

Пьем чай… Лариса знает в этом толк. Кроме того, не знаю никого, кто лучше нее готовит плов. Лариса – фонтан внимания и любви, который буквально обрушивается на тебя, когда ты попадаешь в ее царство.  В виде подарков, обязательного ароматного чая, добрых советов и рассказов об удивительных людях. Заходит речь о режиссере документального кино Вячеславе Орехове.

– Вы уже видели фильм о потрясающем художнике Александре Морозове? – спрашивает Лариса. Включает компьютер, и мы попадаем в мир человека искреннего, чистого, необычного. Ее собственный мир  такой же, и потому  в это царство Ларисы Дергачевой хочется возвращаться снова и снова.

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой
Лариса Дергачева в своей мастерской

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Фото из личного архива Ларисы Дергачевой

Фото из личного архива Ларисы Дергачевой

Фото автора и из личного архива Ларисы Дергачевой