Главное, Культура

Татьяна Ваян: «Большим уроном для народных мастеров стала потеря госзаказов»

Татьяна Ваян во время церемонии награждения в Концертном зале им. Чайковского в Москве. Фото Центра национальных культур и народного творчества

А еще нужны налоговые льготы, снижение арендной платы, в том числе и для тех организаций, которые занимаются реализацией изделий народных мастеров.

Лауреат российской премии «Душа России» дала пресс-конференцию.

Только пять дней во второй половине декабря в Москве проходила одна из самых грандиозных выставок-ярмарок народных  художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2015». Была там представлена и Карелия. Но председатель Гильдии мастеров республики, дизайнер, художник по ткачеству  Центра национальных культур и народного творчества Татьяна Ваян ездила в Москву не только на выставку. О том, что ее ждет там, она уже знала, так что нервного мандража не было и в обморок от волнения не падала.

Постановление Правительства РФ о премии «Душа России» за 2015 год появилось еще в октябре. Но церемонию вручения решили приурочить к работе «Ладьи». Лауреатами стали 15 человек, среди них трое в номинации «Народный мастер». Это Ольга Гуляева, мастер лоскутного шитья из Якутска, Наталья Крушинская, мастер глиняной игрушки из знаменитого села Дивеево Нижегородской области, и наша Татьяна Ваян.

Статуэтка русской красавицы, которая была вручена всем лауреатам премии «Душа России». Денежная составляющая премии – 100 тысяч рублей
Статуэтка русской красавицы, которая была вручена всем лауреатам премии «Душа России». Денежная составляющая премии – 100 тысяч рублей

Следует отметить, что, начиная с 2002 года, премия «Душа России» ежегодно присуждается людям, отдавшим большую часть своей жизни народному искусству и народному образованию, тем самым внесшим значительный вклад в народную культуру и создавшим собственные системы передачи народных традиций – школы, мастерские, студии. Как правило, их творческий стаж более 20 лет.

Татьяна Евгеньевна Ваян -мастер не просто декоративно-прикладного искусства, но именно Карелии. Она приехала с мужем по распределению в наш северный край в 1987 году. Юность ее прошла на Северном Кавказе, художественную школу она окончила в Армавире, художественное училище и институт (факультет промышленного дизайна) в Харькове. Когда первый председатель Гильдии  мастеров Карелии Галина Дудкина уехала в Финляндию, организацию возглавила именно Татьяна Ваян. Кроме того, она возглавляет кафедру дизайна Международного славянского института и еще обучает желающих древнему мастерству ткачества в Центре национальных культур и народного творчества. Так что она полностью соответствовала требованиям, предъявляемым к кандидатам на присуждении премии «Душа России».

Татьяна Ваян – пятый обладатель престижной российской награды в Карелии. До нее ее получили Виктор Васильев, руководитель Поморского народного хора, Людмила Мелентьева, руководитель Вепсского народного хора, Виола Мальми,  художественный руководитель фольклорного театра «Горница», Татьяна Яшкова, мастер по народному костюму и кукле. Все они отдали большую часть своей жизни народному искусству, его сохранению и пропаганде.

Участники пресс-конференции в Центре национальных культур и народного творчеста (справа налево) директор центра Татьяна Темнышева, Татьяна Ваян, первый заместитель министра культуры РК Ирина Аникина
Участники пресс-конференции в Центре национальных культур и народного творчеста (справа налево) директор центра Татьяна Темнышева, Татьяна Ваян, первый заместитель министра культуры РК Ирина Аникина

Вернувшись из Москвы, лауреат 2015 года  провела пресс-конференцию, на которой рассказала о  своих впечатлениях от московской выставки, о церемонии вручения премии в Концертном зале имени Чайковского, о встречах с коллегами, которые состоялись в Москве и на которых договорились о сотрудничестве. А еще о своей главной учительнице – Эльфриде Эвертовне Ридаль, к сожалению, уже ушедшей из жизни. Она оставила  по себе не только прекрасную память, но и секреты своего мастерства, которые передала своим ученикам. Среди них была и Татьяна Ваян.

Правда, повторить ее изделия никому не удается до сих пор, считает Татьяна Евгеньевна, настолько они были самобытны и высоки по качеству исполнения. Неслучайно ученики называли своего мастера ОТК: если она проверит тканую дорожку, одобрит ее, значит, все нормально. Ридаль работала в традиционной технике, но в каждое изделие, сошедшее с ткацкого станка, закладывала творческие моменты. А еще каждая дорожка имела свое название. Сегодня многие, в том числе и Татьяна Ваян, считают, что уровня Эльфриды Ридаль никто пока не достиг, хотя в Карелии немало мастеров  по ткачеству, одному из самых распространенных народных ремесел – неслучайно ведь до середины XYIII века Россию называли домотканой.

Сегодня эстафета творчества от наставницы  перешла к Татьяне Ваян, она также верна старинным традициям, но уже сочетает их с элементами новаторского, современного видения, характерными для нашего времени. Поэтому, Татьяна Евгеньевна призналась, что ей очень интересно работать со студентами.

– В какой поддержке сегодня нуждаются народные промыслы, народные мастера? – поинтересовалась я у Татьяны Евгеньевна. – Ведь известно, за последние десятилетия в России закрылись не десятки  сотни предприятий народных промыслов, многие из которых насчитывают тысячелетие своей истории. Сказать, что не предпринималось никаких попыток сохранить их, нельзя. Была разработана концепция развития, которая, как и многие важные документы, осталась практически на бумаге, народные промыслы отнесли к объектам нематериального культурного наследия, а возрождение их объявили государственной задачей, признав тем самым, их значимость, роль в культуре страны. Одним их последних шагов стал запрет  передачи поддержки их только на региональный уровень, где, как известно, денег никогда нет.

– Большим уроном для народных мастеров, – рассказала Татьяна Ваян, – стало то, что они потеряли государственные заказы, благодаря которым и жили раньше. Конечно, сегодня больше работают с туристами, но ведь это сезонное дело. А еще нужны налоговые льготы, снижение арендной платы, в том числе и для тех организаций, которые занимаются реализацией изделий народных мастеров. Нужна не только хорошая эффективная реклама, но и пропаганда народного искусства.

Поэтому высокая оценка труда народных мастеров не только очень приятна, но и поднимает престиж их работы. А с другой стороны, одну из самых важных задач своей деятельности председатель Гильдии народных мастеров видит в повышения качества работы. Здесь тоже еще очень много дел.

И все-таки вернулись ли они, изделия народных мастеров, в нашу повседневную жизнь? И мы будем покупать не китайский массовый ширпотреб, а, например, изделия из русского льна (кстати, самым большим спросом пользовался в России когда-то лен, который выращивали в Пудожском районе,  на товарной  бирже наши купцы продавали его по самой высокой цене), украшать свою одежду вологодскими кружевами, пользоваться посудой из Гжели, покупать украшения из Торжка, Палеха и Мстеры? Да и наши мастера могут много чего интересного предложить. Есть у нас талантливые ткачи, мастера  по керамике, лоскутному шитью, войлоковалянию и т.д. Был бы спрос.

Как сказала на пресс-конференции заместитель министра культуры Ирина Аникина, если в прошлые годы на отделение декоративно-прикладного искусства Карельского колледжа культуры и искусств был конкурс 3-5 человек, то в этом году – 10.

Татьяна Ваян не только уверена, что работы народных мастеров, народных промыслов займут достойное место в нашей жизни, но этот процесс уже начался. И столь масштабная за последние годы выставка в Москве – одно из свидетельств этого.

Хотелось бы в это верить. Но я часто бываю в лавках мастеров, которые открылись в последние годы в Петрозаводске, вожу туда своих гостей.  Восторга – через край, каждый поход превращается в экскурсию. А потом, заглянув в свои кошельки и пересчитав наличность, мы тихо удаляемся, купив магнит или значок. Однако, если разложить стоимость того или иного изделия, то выяснится, что оплата труда мастеров (это при том  что работа ручная, уникальная, аналогов ей часто нет) составляет едва ли не меньшую часть. Основные расходы – на расходные материалы, налоги, арендную плату и многое другое, часто не имеющее отношение к мастерству.

Провела эксперимент. Как-то Татьяна Евгеньевна, рассказывая моей коллеге о Эльфриде Ридаль, отметила, что часто Эльфрида Эвертовна для своих дорожек покупала только новые ткани, отстирывала их, вырезала определенным образом, очень аккуратно сшивала. Я прошла по нашим магазинам тканей и прикинула, во сколько сегодня бы обошлась только одна дорожка, выполненная Ридаль. И поняла, что пока работами народных мастеров я буду любоваться только на выставках.

Кстати, на пресс-конференции прозвучала интересная информация. Премия, аналогичная российской, должна появиться и у нас, в Карелии.

Фото Центра национальных культур и народного творчества и Валентины Чаженгиной