Культура

В едином порыве

Борис Березовский на сцене Карельской филармонии. Фото: Владимир Ларионов
Борис Березовский на сцене Карельской филармонии. Фото: Владимир Ларионов

Впечатления о двух концертах фестиваля «Онего-классик»

Музыкальная жизнь нашего города стала все чаще вовлекать нас в непростую ситуацию выбора. До сих пор концертный сезон завершался в мае-июне Международным фестивалем искусств «Белые ночи Карелии». В этом году афиши возвестили о рождении нового Международного фестиваля искусств «Онего-классик».

Первый с прошлого года обосновался на площадке Большого зала консерватории, второй — на филармонической сцене. «Белые ночи» всегда радовали интересными программами и яркими именами исполнителей и, казалось, конкурентов у них быть не может. Но филармония тоже постаралась насытить свои программы привлекательным содержанием и достойными и даже звездными артистами. Ну что ж, будем выбирать, ибо соединить все подчас невозможно ни физически, ни эмоционально.

Первый концерт «Онего-классик», на котором мне довелось побывать — симфонический, состоявшийся 16 мая. В нем соединились классика и современность, слушатели познакомились с новыми исполнителями. Прежде всего это дирижер сербского происхождения, живущий в США, Предраг Госта. Музыкант, обладающий  искрометным темпераментом, энергично повел за собой оркестр, открыв программу «Праздничной увертюрой»  Д. Шостаковича. К сожалению, в исполнении этого замечательного творения советского классика дирижер взял слишком быстрый темп, результатом чего стала излишняя суетливость. Возможно, в этом сказалось естественное волнение, однако, сама музыка придала всей программе торжественно-праздничный тонус.

Родившись в Белграде и получив на родине первоначальное музыкальное образование,  Госта продолжил его в Англии, США и России. С нашей страной его связывает и работа с различными оркестрами, как столичными, так и периферийными. Участник множества международных конкурсов и фестивалей, Госта прошел богатую интернациональную школу. Он возглавляет несколько оркестровых коллективов в разных точках Европы и Америки и является художественным советником Музыкальной академии Петра Великого в Санкт-Петербурге. Его называют одним из самых харизматичных дирижеров среднего поколения. В нашем концерте Госта выступил и как представитель  Фонда Арнольда Макриса в Вашингтоне, с Концертом  для альта с оркестром которого он  познакомил петрозаводских слушателей. Так состоялась российская премьера этого произведения.

Нам имя Макриса совсем не знакомо. И только всемогущий Интернет кое-что сообщает о нем. Грек по рождению, уроженец Салоник, Макрис в 20 лет перебрался в США, где довольно быстро приобрел известность как скрипач-виртуоз. В итоге он стал первой скрипкой Национального симфонического оркестра в Вашингтоне. Постепенно к исполнительской славе присоединилось имя Макриса-композитора. Его весьма солидный авторский список состоит преимущественно из инструментальных жанров, а среди них преобладают произведения концертного плана. Его Концерт для виолончели в свое время исполнял Мстислав Ростропович и отозвался о Макрисе как одном из выдающихся композиторов современности.

Концерт для альта, который исполнила вместе с оркестром солистка филармонии на Кавказских Минеральных водах Анна Колобова, дает повод присоединиться к мнению Ростроповича. Мы услышали несомненно интересное и оригинальное произведение. Музыка сразу обрушила на слушателей яркий звуковой поток с неординарными ритмами и тембровыми красками. Мы мало знаем греческую музыкальную стихию, и я могу ошибаться, но в том, что прозвучало в концерте, правомерно предположить именно ее национальные корни.

Солистка Анна Колобова еще  молода, но, судя по тому, как она играла на петрозаводской сцене, весьма преуспевшая в своем движении к профессиональным высотам. С Концертом Макриса она познакомилась благодаря дирижеру и, насколько можно понять, стала его первооткрывателем в России, — наше исполнение оказалось  премьерой произведения в стране.  Остается загадкой, знал ли ее как музыканта Госта раньше, но произведение явно попало в надежные руки.

Во втором отделении программы прозвучала оркестровая транскрипция изначально написанного Мусоргским для фортепиано цикла «Картинки с выставки». Созданная по мотивам живописных работ безвременно ушедшего друга композитора художника Гартмана, эта колоритная, богатая необычными образами музыка в транскрипции Равеля стала еще привлекательнее. В репертуаре оркестра она живет постоянно и, отличаясь необычайной эффектностью, нередко становится объектом внимания дирижеров самых разных исполнительских стилей. Вот и Госта пленился этой музыкой, но, к сожалению, под его руководством «Картинки» прозвучали далеко не лучшим образом. Трудно сказать, что стало тому причиной, но оркестр и даже некоторые солисты разочаровали. Только труба Руслана Девликамова звучала как обычно ярко, демонстрируя лучшие качества инструмента.

Совсем другие качества продемонстрировал оркестр в  программе 22 мая, аккомпанируя Борису Березовскомув исполнении Второго фортепианного концерта И. Брамса. В этом случае за дирижерским пультом стоял его художественный руководитель Мариус Стравинский. Брамс — не самый легкий композитор для интерпретации, но в этот вечер все соединилось в едином вдохновенном порыве сотворения Музыки, оркестранты оказались достойными партнерами великолепного солиста. И особенно приятно, что пианист не остался к этому равнодушным, поблагодарив ведущих музыкантов, а концертмейстера виолончелей, чей выразительный  тембр выделялся на общем фоне, — Нину Феофанову отметил букетом цветов. Мастерским сопровождением его удивить трудно, ведь по всему миру он играет в основном с первоклассными коллективами.

Борис Березовский, симфонический оркестр КГФ и художественный руководитель Мариус Стравинский во время исполнения Второго фортепианного концерта И. Брамса. 2012 год. Фото: Владимир Ларионов
Борис Березовский, симфонический оркестр КГФ и художественный руководитель Мариус Стравинский во время исполнения Второго фортепианного концерта И. Брамса. Фото: Владимир Ларионов

Два отделения прошедшего концерта продемонстрировали два различных амплуа пианиста: в первом он выступил как солист в камерном варианте, во втором — с оркестром. Исполнительский масштаб Березовского многогранен и безграничен, это подтверждает вся его более чем двадцатилетняя деятельность музыканта, который равновелик как в сольном, так и в ансамблевом искусстве, назвать всех его партнеров в рамках данного высказывания просто невозможно.

Борис Березовский. Фото: Владимир Ларионов
Борис Березовский. Фото: Владимир Ларионов

Хотя сам пианист называет собственный творческий путь «неровным, как российские дороги», его исполнительская феноменальность была замечена еще до окончания консерватории в  международном выступлении на конкурсе в Лидсе (Великобритания, 1987) при том, что получил он тогда четвертую премию. Золото было завоевано через три года в IX конкурсе  Чайковского, выступление в котором стоило ему консерваторского диплома.  Дело в том, что выступление Березовского в конкурсе совпадало с государственным экзаменом, который студент  просил  отсрочить, на что руководство кафедры не пошло, наказав тем самым прежде всего себя. Этот казус несколько напоминает исторический факт, случившийся в детстве с будущим величайшим пианистом Ференцем Листом, который не был принят в Парижскую консерваторию по причине иностранного происхождения, хотя его необычайная одаренность была очевидной уже тогда. К Березовскому иностранное происхождение не имеет отношения — он родился в Москве и воспитан Московской консерваторией, которой вроде бы не пристало обращаться подобным образом с лучшими своими питомцами…

Не все было гладко в начале самостоятельного пути, но в итоге жизнь расставила приоритеты. Талант  Березовского не мог долго оставаться незамеченным, он довольно быстро вышел на самостоятельный путь, завоевывая музыкальное пространство и в итоге получив звание «Steinway Artist». В его исполнительской манере соединяются все качества большого пианиста — необыкновенная мощь, не знающая границ страстность и рядом — тончайшая трепетная хрупкость, достигаемая почти только касанием клавиш. Эмоциональная раскованность и при этом всегда отчетливо чувствующийся рациональный контроль. Эти особенности сделали Березовского одним из ведущих исполнителей музыки Николая Метнера, даже сейчас еще мало звучащего на нашей эстраде. Петрозаводчанам в этом плане повезло, в мир музыки композитора нас периодически посвящал Рувим Островский.

Борис Березовский покорил петрозаводскую публику. Фото: Владимир Ларионов
Борис Березовский покорил петрозаводскую публику. Фото: Владимир Ларионов

Понимание, любовь к творчеству несправедливо забытого русского гения, современника Рахманинова,  пришло к Березовскому уже по окончании консерватории благодаря общению с преподавателем Института им. Гнесиных Александрому Сацем. В итоге в 2006 году он стал создателем Метнеровского фестиваля.

Музыка Метнера и Рахманинова звучала в камерной части нашего концерта. Березовский не считает Метнера трудным для восприятия автором, слышит в нем глубочайшие национальные корни, просто, по его мнению, они уходят в древнейшие фольклорные глубины, от которых наше слуховое восприятие давно оторвалось. Но творения композитора трудно воспринимают  не только слушатели.  Для исполнителей она сложна фактурно, ее ткань причудливо сплетает звуковые нити по законам своеобразной полифонии. Однако Березовский показывает весь звучащий комплекс так ясно, что слышно каждый голос и кажется, будто  все не так сложно. В этом и проявляется искусство великого пианиста. Петрозаводская аудитория, как  оказалось, все поняла и с восторгом и благодарностью приветствовала Бориса Березовского.

Борис Березовский в антракте. Фото: Владимир Ларионов
Борис Березовский в антракте. Фото: Владимир Ларионов