Культура

Бах был бы поражён

Мария Лебедева на концерте в Кондопоге
Мария Лебедева

Во Дворце искусств Кондопоги выступила молодая петербургская органистка Мария Лебедева

Неожиданная замена концерта произошла здесь 10 апреля. Большинство зрителей заметило это, только купив программку, где вместо заранее заявленных Ш. Видора и О. Мессиана первыми значились Д. Букстехуде и И.-С. Бах, а на левой стороне разворота вместо Ивана Татаринова была указана Мария Лебедева.

Все прояснилось, когда ведущая концерта принесла публике извинения за столь неожиданную замену: Татаринов по объективным причинам не смог приехать в Кондопогу, но нашел себе замену в лице молодой петербургской органистки, которая за два дня до концерта смогла предложить свою программу и спасти концерт.

Мария Лебедева — лауреат и дипломант многих престижных конкурсов органистов, преданная органу исполнительница, преподаватель класса органа в Санкт-Петербургском университете, одна из организаторов органных концертов в костеле Св. Станислава в Старой Коломне.

Девушка появилась на сцене в удивительном наряде — поверх красного трико, плотно облегающего руки и ноги, надет черный сарафан, что было заявкой на новый сценический образ. В создании этого образа её поддержали осветители зала, высвечивая маленькую яркую фигурку девушки  на темной сцене, где правят органы.

Нельзя в очередной раз не восхититься органами Кондопоги — изящный барочный традиционный католический орган в глубине сцены окружен мощными трубами другого, гигантского современного, который поражает своей величественностью даже в состоянии покоя.

Конечно, ни один органист не устоит, чтобы не использовать уникальную возможность в одном концерте поиграть на двух органах. Дворец искусств Кондопоги её предоставляет.

Прелюдия Фа мажор Букстехуде была исполнена на барочном органе, который, казалось, впитал в себя тело органистки, и она походила на сердце великана, направляющего звуки музыки по трубам как живую кровь по его сосудам.

Давно прошли те времена, когда органист был скрыт от прихожан-католиков, и казалось, что орган звучит сам по себе. Теперь же ре-минорный концерт Вивальди, переработанный и переложенный И.С. Бахом для органа, можно не только слышать, но и видеть — органная кафедра вынесена в центр сцены. В зале Дворца искусств Кондопоги её с трех сторон окружает орган.

Исполнение Марии Лебедевой было классически тактичным, наверное, Бах был бы поражен этой девушкой, управлявшей органом на виду у четырехсотместного зала.

Отдав должное органной классике, Мария Лебедева перешла к исполнению музыки авторов ХХ века. Пассакалья Кушнарева — мост между органной музыкой эпохи барокко и современностью. При сохраненной структуре пассакальи представлена музыка трагического столетия. Исполнение Пассакальи вызвало восторг зала.

Далее — музыка, посвященная самым страшным событиям прошлого столетия — Медитация Олега Янченко, вошедшая в кинофильм «Иди и смотри».

И в конце первого отделения — музыкальный привет от Ивана Татаринова: его Пульс жизни. Интеллектуальная музыка наших дней, которая зародившись в верхних регистрах, постепенно охватывает весь спектр органного звучания, показывая полноту сегодняшних дней — от нежных дуновений ветра и пения птиц до нервных человеческих будней. Здесь Мария Лебедева показала (а в кондопожском зале это видно), насколько её тело способно к воспроизведению технически сложных, написанных мужчиной, ориентирующимся на собственные физические данные,  произведений — сочетание трелей в верхних регистрах с параллельными и противоположными движениями, исполняемыми ногами органиста.

Но пьеса Татаринова была лишь преддверием к техническим требованиям произведений современного  ливанско-французского органиста, композитора и импровизатора Наджи Хакима и Пьетро Йона, итальянско-американского органиста и композитора середины прошлого столетия. Для исполнения их квазигригорианских произведений (Григориана Хакима и Григорианский концерт Йона) требуется, кроме исключительной музыкальной, и недюжинная физическая подготовка.

Во втором отделении зрители оказались не просто на концерте органной музыки, а на настоящем представлении, где движения органистки, владеющей всеми навыками органной техники, были одновременно и хореографическими номерами на скамейке органного пульта.

Публика встретила это представление восторженно — Марию Лебедеву не хотели отпускать со сцены.

Органистка устала, но все-таки завершила программу изящной грациозной бисовкой — Юмореской Пьетро Йона, сделавшей впечатление от концерта светлым и оптимистичным.

Нельзя не отметить исключительное уважение Марии Лебедевой к публике, пришедшей на концерт: она ненавязчиво предваряла исполнение каждого произведения рассказом о его создании, что скрепляло концерт в единое целое.

Об авторе. Федор Соломенцев — студент II курса исполнительского факультета Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова.

Фото предоставлено автором