Культура

Вся жизнь в танце

Раиса Калинкина на репетиции

Балетмейстер-постановщик Раиса Калинкина в ансамбль народной музыки ПетрГУ «Тойве», отметивший на днях свое 30-летие, пришла вскоре после его создания.

С 1983 года она  поставила для «Тойве» 46 финно-угорских  танцев: северной и южной Карелии, ингерманландские, а также танцы, привезенные с  гастролей, – финские, шведские, норвежские, датские, точнее древние их варианты. Целый скандинавский букет.  Услышав эту цифру, я не могла не спросить, откуда Раиса черпает вдохновение. С этого и начался наш разговор.

– По национальности я карелка. Многие мелодии мне напевала моя мама, в молодости участница олонецкого хора.  Часто пытала  родственников-карелов, живущих в деревнях Куйтежа, Большая  Сельга, Мегрега, Торосозеро.  Когда ездили с ансамблем по Калевальскому  району,  старые люди  показывали мне некоторые фигуры. У меня есть записи танцев, бытующих там, показанные бабушками 1898 года рождения из Юшкозера. Большой материал собран благодаря калевальцу,  народному композитору  В. Пяллинену.  К тому же я 25 лет работала в ансамбле «Кантеле», с такими удивительными людьми и замечательными  балетмейстерами, как  Василий  Кононов,  Хельми и Виола Мальми. На мое становление как балетмейстера, конечно, повлияло обучение в Москве, возможность вживую видеть работу таких мастеров, как Игорь Моисеев.

А вы могли бы придумать шоу вроде тех, что создавала Виола Мальми?

– Это  просто не мое. С удовольствием беру хорошую музыку давних коллег Александра  Быкадорова, Игоря Архипова или Арто Ринне и  сочиняю новый танцевальный номер. Вот детский ансамбль «Мозаика», руководитель Надежда Букина, танцует пять моих танцев. Привозят лауреатские звания, и я счастлива! Для ансамбля «Кантеле» тоже сочинила немало танцев, они по сути до сих пор составляют золотой фонд.  Мелодию для танца «Русский нечет» напела мне мама.  «Лыжи», «Короба», «Палки» – чисто национальные танцы-игры с предметами.  «Ярмарка» –  первый опыт постановки в ансамбле спектакля. А еще танцы «Калевальский круговой», «Древний», «Калина», «ih mempa», «Как ткут сукно». То, что было найдено в деревнях, я обработала для профессиональной сцены.     

– Ставить танцы осознанное желание?

– На самом тогда  деле я  работала артисткой балета в ансамбле «Кантеле».  Талантливые преподаватели  Генрих Всеволодович  Туровский и Галина Николаевна Химич  в 1982 году создали на финно-угорской кафедре университета небольшую группу в семь человек.   Они занимались пением, два танца поставила им Виола Мальми.  И вдруг Генрих Всеволодович Туровский, руководитель «Тойве», нашел меня и предложил обучать студентов карельским танцам, потому что Виола Мальми была занята своим коллективом.

Туровский всегда  доверял мне, не  искал других балетмейстеров, принимал всё, что я создавала.  Потом ансамбль разросся,  теперь в нем около 50-60 человек. Все тридцать лет ансамбль пребывает в хорошей форме.

На репетиции (слева направо)  хормейстер Галина Карпова,  Генрих Туровский и Раиса Калинкина

– Как здорово «Тойве» смотрелся на празднике города в проекте «Иллюзии старого города»! Вроде, кажется,  простые танцы…

– Вы поймите, всё гениальное просто!  Моя задача поставить танец так, чтобы студенты, приходящие пару раз в неделю на занятия и мало что смыслящие в хореографии, сделали это достойно и красиво.  При этом один танец не должен быть похожим на другой.

– Можете припомнить  уникальное, на ваш взгляд, выступление?

– Много лет назад мы участвовали в фестивале народной музыки  в Ираке,  на месте древнейшего Вавилона. Кого там только не было, ансамбли со всего мира приехали. Была ужасная жара, концерты проходили ночью в старинном амфитеатре.  Каждому коллективу давалась сцена для репетиций. Мы сделали  проходку, познакомились со сценой и этим ограничились. Татары по графику шли за нами  следом. У них была  сильная репетиция, и мы даже приуныли, дескать, в подметки им не годимся.  И вот наступает ночь. Начинается концерт. Выходит наш ансамбль менуэтом, двенадцать пар. В древних костюмах, ножи висят, цепи звенят. Ребята молодые, волосы светлые, оркестр из 12 человек, все юные и красивые. Танцуем юшкозерский  танец «Как ткут сукно». Таких танцев в мире просто нет! Зал в восторге! И мы получаем первую премию!! Подходит ко мне балетмейстер татарского ансамбля и говорит: «Я ничего не понимаю!!!Почему?» А я и сама не понимаю…

Надо сказать, многому я научилась у Игоря Моисеева, который всегда говорил: «70 процентов успеха номера  – это музыка, 20 процентов костюмы и только 10 процентов хореография!»  Конечно, он говорил так из скромности. Обожаю его ансамбль и, по сути, выросла как специалист  на его постановках. У него так все просто на первый взгляд, линейно. Это и моя школа танцев.

– Вам приходилось сотрудничать с Национальным театром Карелии?

– Когда меня приглашали,  никогда не отказывалась. Ставила всю хореографию в спектаклях Сергея Пронина, в спектаклях «Лэмби», «Коробейники», «Бьярмия», в новогодних сказках для детей. С Прониным мне очень нравилось работать, прекрасный режиссер.  Были постановки с финскими режиссерами.  Это интересный опыт.

– Знаю, что в детстве вы занимались танцами, но жизнь свою с ними связывать  не собирались…

– Даже в голове такого не было! Поехала после 10 класса поступать в педучилище и не добрала полбалла. Возвращаться домой боялась, что скажу маме?  Шли мы с теткой по парку и вдруг увидели объявление о приеме на учебу в культпросветучилище.  Ну мы и пошли. Поступлю на библиотекаря, думала я, и буду всю жизнь с утра до вечера книжки читать. Хорошая работа! В училище мне сказали, что на библиотечном отделении мест нет. Предложили пойти на хоровика. «Да я петь не умею», – говорю. – «Ничего, научим!» И тут подошел мужчина, пригласил в хореографический зал и давай меня экзаменовать. Изобрази под музыку то да это. Я пыталась, аж слезы из глаз потекли. Тут он и говорит: «Мы тебя берем на хореографию!»  Это было 31 августа. Не домой же мне ехать, мама бы меня не поняла. Так моя жизнь  и определилась. Вся жизнь в танцах.

В училище работали замечательные педагоги Игорь и Светлана Смирновы. Благодаря им я получила хорошую профессиональную подготовку,  выдержала конкурс в Государственный ансамбль песни и танца «Кантеле».  Через две недели  уже танцевала два танца  в составе нашего коллектива на большом конкурсе  в зале имени Чайковского в Москве. Это были «Олонецкие ребята» в постановке  Василия Кононова и «Карусель» Хельми Мальми.

– Вы довольны своей судьбой?

– Как быть недовольной… Библиотекарем  я, правда, не стала, да  и читать в молодости мне было некогда. Но зато теперь наверстываю упущенное. Вот  Достоевского с удовольствием читаю, очень его люблю.

На репетиции

Концерт «Тойве» по случаю 30-летия ансамбля. 20 октября 2012 года

Фото автора