Культура

Йорн Фоссхейм: «Оперный дирижер должен быть вездесущим»

Фото Ирины Ларионовой
Йорн Фоссхейм

Оперой «Кармен» в Музыкальном театре Карелии на прошлой неделе дирижировал норвежец Йорн Фоссхейм. На очереди «Мадам Баттерфляй».     

Йорн Фоссхейм – на редкость оптимистичный человек. Его ничто не раздражает: ни погода, ни люди, ни непривычная пища. Норвежский дирижер и пианист, живущий в Берлине, достаточно хорошо говорит по-русски, благо бывает в нашей стране часто и подолгу без малого двадцать лет. Единственное, к чему он так и не привык в России, так это к ночным переездам в поездах. Уснуть не получается – одна маята. Борясь с дорожной бессонницей, Йорн обычно читает партитуру, готовится к предстоящему выступлению, но ночные светильники так тусклы, что все усилия оказываются напрасны.

Сначала он много гастролировал как исполнитель, затем учился дирижированию в Санкт-Петербургской консерватории, а теперь работает с оркестрами в разных уголках страны. Петрозаводская публика знает маэстро Фоссхейма по его неоднократным выступлениям с Симфоническим оркестром Карельской государственной филармониии недавнему гала-концерту Российско-норвежского культурного форума. В Музыкальном театре Йорну Фоссхейму предложили дирижировать операми «Кармен» и «Мадам Баттерфляй».

Перед «Кармен» маэстро дал нам интервью.

 

– Вы работаете с разными оркестрами, симфоническими и театральными, потому что не можете сделать выбор?

– Дело не в выборе. Мне все интересно, я стараюсь постоянно развиваться. Я люблю оперу, люблю симфонические программы и не бросил исполнительскую практику. Однажды один из концертов на Украине превратился в эксперимент: во время исполнения произведений Бетховена я, дирижер, сам сел за рояль. Дело в том, что во времена Бетховена дирижеров попросту не было. Я решил вернуться в прошлое, восстановить историческую достоверность и сыграть так, как это мог бы сделать сам композитор. Но я много играю и современной музыки. Работа с театральным оркестром отличается от работы с оркестром симфоническим. Нужно внимательно следить и за тем, что происходит в яме, и за тем, что в этот момент на сцене. Оперный дирижер должен уметь логически мыслить, быть хорошим организатором и вообще вездесущим.

– Вы легко привыкаете к новому коллективу?

– Мне нравится много работать, привыкать к новым людям. К сожалению, перед «Кармен» у меня будет всего одна репетиция с оркестром театра. Это очень мало. Мы с музыкантами еще не почувствуем друг друга. Думаю, придется кричать, чтобы они меня услышали и поняли.

– Кричать? Вы кто по стилю работы: диктатор или демократ?

– Сегодня нельзя быть диктатором, как, к примеру, 50 лет назад. Мы коллеги, и в то же время дирижеру надо быть сильным, обладать, знаете, таким мягким авторитетом. Иначе оркестр будет играть сам, отдельно от него.

– С какими оркестрами вам больше всего понравилось работать?

– Сложно сказать. Все оркестры разные, так же как и страны разные. Мне очень близка культура Скандинавии, я люблю скандинавскую музыку и скандинавских музыкантов, но в других местах работать не менее интересно. Обычно свою национальную музыку музыканты чувствуют гораздо глубже. В Германии предпочитают немецкую и очень редко исполняют русскую. Как-то я выступал с одним очень старым оркестром из Германии. Они играли настоящего Вагнера, как-то по-особому, по-немецки. Наверное, это так и должно исполняться. А вот итальянцы того же Вагнера не любят. У них свои богатые традиции. Оркестр Санкт-Петербургской филармонии сохранил русский звук. Мне очень нравится, как у них звучит Рахманинов.

За последние полвека многое изменилось: страны стали более открытыми, музыканты получили возможность играть за рубежом. Звучание многих оркестров стало похожим – порой не отличить, где ты выступаешь, в Болгарии или Японии. Национальные особенности и характер исполнения смешались, появился некий международный стиль. Это во многом удобно, но мне немного жаль, что уходит что-то очень важное. Музыка – часть культуры страны. В Италии очень сильны оперные традиции. Там оперы как поп-музыка, люди знают многие из них наизусть. Но традиции не всегда хороши, если они ограничивают. Вот Тосканини говорил: «У меня только одна традиция – партитура». Надо играть то, что хочет публика, и заодно развивать ее. Если театр только сохраняет традиции и отказывается от современных постановок, он превращается в музей. Я люблю музей, но не каждый день хотел бы там бывать.

–  У вас есть любимая опера?

– Это та, над которой я работаю в данный момент. Сейчас, например, «Кармен», на следующей неделе будет «Мадам Баттерфляй». Я очень люблю произведения Вагнера, Моцарта, русские оперы. Жаль, что норвежские композиторы оперы не писали. У нас на всю страну только один оперный театр – в Осло, и тот построили совсем недавно, раньше играли в старом кинотеатре. Он оснащен самыми современными технологиями и внешне такой величественный, как монумент. Чем-то напоминает Сиднейскую оперу. Зал на спектаклях всегда полон. Билеты раскупаются за 2–3 месяца. Всем любопытно посмотреть, что это такое. Мне пока в Королевской опере побывать не удалось, но слышал, что все спектакли интересные, уровень оркестра и хора очень высок. В скандинавских странах редко ставят оперы в их классическом виде, больше экспериментируют. Я надеюсь, что когда-нибудь смогу поработать дирижером в Оперном театре Осло. Но прежде хочу набраться опыта в других странах. Ведь получить первый шанс нетрудно, сложнее получить второй шанс.

– Почему вы переехали в Германию?

– Сейчас я живу в Берлине. Для меня это очень удобный город, он находится в центре Европы, в нем большие аэропорты. Для человека, который все время в разъездах, это важно. К тому же жизнь в Германии примерно в три раза дешевле, чем в Норвегии, даже дешевле, чем в Петрозаводске. На моей улице много магазинов, ресторанов и кафе. Бизнес-ланч стоит всего 3 евро.

– Неужели вас никто не ждет дома с горячим обедом?

– Я сейчас живу один. Занимаюсь только работой.

– Вы в отличной физической форме. Успеваете заниматься спортом?

– Нет, спорт меня не привлекает. Да и некогда, я все время работаю, переезжаю с места на место.

– А кто составляет гастрольный график? У вас есть помощники?

– Я все делаю сам, люблю все контролировать.

– Каким будет ваш следующий проект, после Петрозаводска?

– В ноябре буду дирижировать «Пиковой дамой» в Чебоксарах. В партии Графини – Елена Образцова. Говорят, это ее коронная партия. Я видел Образцову в Санкт-Петербурге – очень впечатлило. Это было что-то фантастическое, когда она запела своим низким грудным голосом. Как будто воскресла Мария Каллас. Даже не верится, что буду работать вместе с ней.

       

 

Фото Ирины Ларионовой