Культура

Всё на продажу или всё во благо?

Третье место по посещаемости после Кижей и Валаама занимает горный парк Рускеала

Нужно ли заниматься маниловщиной, в которой Карелия совсем не нуждается? Размышления после коллегии Министерства культуры Карелии.

Вопрос, который был вынесен на обсуждение ноябрьской коллегии Министерства культуры РК, был пограничным – «Историко-культурное наследие как ресурс развития территории Республики Карелия», но закономерным. Если учесть, что в последние годы правительство республики объявило одним из бюджетообразующих отраслей экономики туризм. А одним из перспективных направлений туризма сегодня считается культурно-познавательный. В том, что Карелии есть что показать, никого убеждать не надо. И предложить гостям республики современный и привлекательный турпродукт не составит труда. Не случайно даже кот Матроскин утверждал, что прежде чем что-то продать, надо это что-то иметь.

На заседании коллегии Министерства культуры Карелии

Мы действительно не только имеем это что-то. Мы по-настоящему богаты. Вот только одна цифра, прозвучавшая в основном докладе, с который выступила на коллегии заместитель министра культуры Н. Демидова. Более 4600 объектов культурного наследия на территории Карелии, а к этому нужно еще добавить уникальную природу и ее памятники, и, наконец, удачное приграничное положение. Не случайно, наверное, доклад не вызвал ни дискуссии, ни особых вопросов.

А вот второе выступление – заместителя министра по делам молодежи, спорту  и туризму В. Кирьянова – вызвало уже другую реакцию. Потому что разговор с культуры и истории до конца коллегии повернулся к туризму. То есть к созданию и реализации того самого турпродукта, при формировании которого не только можно, но и крайней необходимо использовать  наши историко-культурные ресурсы. И вот тут выясняется, что часто мы очень похожи на скупого рыцаря, сидящего на сундуке с накопленным столетиями добром и не совсем представляющего, как им распорядится.

О делении Карелии на туристские зоны речь идет очень давно, просто теперь их стали называть модным словом кластеры. Но суть та же, как и принципы самого деления – территориальный. В Карелии планируется создание трех кластеров: Поморского, Заонежского и Приладожского.

Столь же солидную историю имеют и стратегии развития туризма в Республике Карелия. Теперь вот речь шла о стратегии до 2020 года. Хотя есть прорывы в создании планов и их реализации. Так под  весьма аморфный проект с очень громким названием «Духовное возрождение Русского Севера» удалось даже получить деньги из федерального центра и благословение Патриарха всея Руси Кирилла. Да и как он мог отказаться благословить духовное возрождение на территории региона? Как  сообщает Корпорация Республики Карелия в красочно изданном буклете, в основе концепции лежит идея «Трех островов» – Соловков, Кижей и Валаама. Но если с двумя последними островами все более или менее ясно, то с Соловками проблематично – они находятся на территории Архангельской области, которая совместно с Русской Православной Церковью уже несколько лет (не ожидая нас!) и довольно успешно занимается обустройством островов, реставрацией там архитектурных памятников, а также созданием туристской инфраструктуры. Для развития трех островов концепция предусматривала создание в Карелии центра и проектного офиса, а также 12 визит-центров, состоящих из православной часовни, информационно-туристского центра, выставочно-музейной экспозиции (!). К воплощению в жизнь третьего пункта концепции – созданию современного центра православной культуры на территории Кижского архипелага – даже успели приступить: к строительству дороги между Великой Губой и Оятивщиной. В дальнейшем собираются строить православный храм, административно-деловой центр, гостиничный комплекс и… этнодеревню.

Однако, возникает вопрос: почему в концепцию «Духовное возрождение Русского Севера» (а общая стоимость проекта весомая – 8 млрд рублей!) не вписалась реставрация и спасение памятников деревянного зодчества – деревянных заонежских храмов XVII-XVIII веков, а строительство декоративной этнодеревни предпочли возрождению старинных заонежских сел с многовековой историей, традициями, культурой? Не убеждают и предпосылки реализации проекта вроде «Три острова являют собой зримый символ Троицы и преображения, отчетливо читающийся в духовном культурно-политическом пространстве современной России как общенациональный духовный и политический символ Единства и Обновления на основе традиции». Громкие пафосные слова, за которыми едва улавливается смысл.

Мне представлялось, что с переменами в республике проект будет переосмыслен, что ли. Но он вновь прозвучал на коллегии в своем первоначальном варианте, поэтому я о нем вспомнила. Но нужно ли заниматься маниловщиной, в которой Карелия совсем не нуждается?

Наше знаменитое Заонежье, хоть и не «является своеобразным духовным ответом России на вызов времени и глобального мира», может стать наряду с Кижами туристской Меккой, а главное, удовлетворить любые духовные, культурные и познавательные запросы. Но Кижи известны далеко за пределами России, они находятся под эгидой ЮНЕСКО, став подлинным брендом № 1 Карелии. Заонежью не так повезло.

И вот здесь интересное предложение высказал заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Д. Луговой, выступивший с еще одним содокладом  о роли музея-заповедника «Кижи» в развитии Республики Карелия. Суть предложения в использовании имиджа наших знаменитых культурно-исторических памятников для развития туризма в целом в Карелии. Да, именно в Кижи стремятся в первую очередь приезжающие в Карелию туристы. Первые, и сегодня главные, ворота на знаменитый остров – Петрозаводск. И хотя мы уже фактически потеряли город,  подтверждением чего является исключение его из нового списка исторических городов России,  в его культурном значении никто и не думал сомневаться. Наши музеи одни из лучших на Северо-Западе. Национальный – настоящая визитная карточка региона, коллекции Музея изобразительных искусств с его  старинными иконами северного письма уникальны. Да и сами «Кижи» активно осваивают столичные площадки. Включенный в один турпродукт, они повысят привлекательность не только Петрозаводска, но и  нашего знаменитого острова.

Второй дорогой в Кижи может стать историческое Заонежье.  И не нужно новоделов, вполне хватит того, что уже есть. Надо только привести все в порядок и задействовать в культурных программах.

Опять пример. В будущем году исполнится 400 лет царскому дому Романовых. Широко ли будут его отмечать в России или нет, неважно. Важно то, что в Заонежье немало исторических мест, связанных с боярыней Ксенией Ивановной Шестовой, в замужестве Романовой, в монашестве инокиней Марфой, матерью первого русского царя из династии Романовых. В Челмужах несколько лет назад была отреставрирована уникальная деревянная церковь Богоявления, построенная по одним источникам в конце XVI, по другим в первые годы XVII века. Деньги на расширение скромного деревенского храма, как предполагают историки, занимавшиеся изучением памятника, дала инокиня Марфа – в благодарность за любовь, теплоту, гостеприимство жителей Заонежья. Такая версия имеет право на существование. Заонежье еще и родина знаменитой Ирины Андреевны Федосовой, и Зосимы Соловецкого. Дорогу в Кижи через Заонежье можно сделать совершенно фантастическим путешествием в историю Русского Севера. Стоит только привести в порядок, вернуть к жизни то, что есть. Отремонтировать дороги, создать туристскую инфраструктуру.

Практически не вспомнили во время обсуждения на коллегии беломорские петроглифы – Залавругу. Не дожидаясь, пока проснутся наши чиновники, туристы давно уже проложили сюда широкую дорогу, а вот их деньги уплывают (по крайней мере до последнего времени) мимо и республиканской, и районной казны. Хотя наши соседи-норвежцы, создав музей-заповедник на базе своих петроглифов, вернули к жизни угасающий депрессивный регион. Опережают нас и мурманчане. Не закономернее было бы создавать там кластер с использованием петроглифов, чем с привлечением «чужих» Соловков?

Трудно ожидать, что в республику придут инвесторы с большими мешками денег, чтобы вложить их в развитие наших районов, городов и поселков. А вот за туристами, точнее вместе с ними, деньги придут. И не только деньги, но и новые рабочие места.

На коллегии прозвучал пример старинного волжского городка Мышкина, до недавнего времени обычного села, совхозы вокруг которого как и везде тихо скончалось, а из крупных промышленных объектов осталась в живых газораспределительная станция. Мышкин стоял около, но в стороне от маршрутов знаменитого Золотого кольца России. Однако несмотря на то, что совсем рядом с ним великолепный Углич с его поистине уникальными памятниками истории, архитектуры и культуры, крошечный забытый некогда на обочине Мышкин сумел с полным правом войти в Золотой кольцо, завернув  в свой город поток туристов, используя  прежде всего свои возможности и не такие уж великие деньги инвесторов. И не только он. Многие малые города России, поняв, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, стали искать средства спасения. И нашли его в туризме, точнее, в создании условий для привлечения туристов. С помощью истории и культуры. В этом списке Великий Устюг, Городец, Муром, Плес… И этот список не быстро, но растет.

Впрочем, за примерами можно не ездить в другие регионы. Сегодня третье место по посещаемости после Кижей и Валаама занимает горный парк Рускеала.

Он был создан в 2005 году с использованием старых заброшенных мраморных разработок – Мраморного карьера, памятника культурного наследия России, официально включенного в этот список в 1998 году. Подобного памятника, считают специалисты, в Европе больше нет. Инвестором выступила сортавальская туристическая фирмы ООО «Дружба», которая в создании такого рода туробъекта, как горный парк, стала пионером в России.

Как вспоминает научный руководитель проекта «Горный парк Рускеала» А. Грибушин,  когда в первый год парк посетили немногим более двух тысяч человек, его сотрудники были готовы плясать от радости. Но в 2011 году туристов оказалось 36 тысяч, а за 10 месяцев этого года в парке побывали 44 тысячи посетителей. Здесь нашли работу 40 местных жителей. Нужны комментарии?

Еще один момент. В ходе заседания коллегии выступавшие, прежде всего чиновники, назвали с десяток документов – постановлений, концепций, проектов, решений. И вдруг выяснилось, что нет главного – закона о туризме, который бы защищал права региона и местных жителей, гарантировал безопасность инвесторам.

Развитие туризма  в республике – проблема межведомственная: в этом мнении сошлись все. Как отметила руководитель одной из финских турфирм, туристы, приезжащие в Россию, в том числе и в Карелию, заинтересованы не только в знакомстве с памятниками истории, архитектуры, но и предоставлении им культурных программ. Для них важно и впечатление от страны, региона, сформированное в ходе поездки. А впечатление это формируется на основе многих факторов – качества дорог, обеспечении безопасности, условий проживания и нормального, а главное здорового, питания, наконец от уровня жизни и культуры местного населения в городах и селах, с которыми они знакомятся в ходе поездки.

Бытовой штрих. Те же финские туристы часто бывают не готовы к тому, что санитарная остановка по-русски это отнюдь не знакомое и привычное им место, где они могут удовлетворить свои естественные потребности, отдохнуть, выпить чаю или кофе, умыться, а… русская пустынная дорога с зарослями кустов (чем гуще, тем лучше) по обеим ее сторонам или в лучшем (или худшем?) случае разваливающейся деревянной будкой. Как сказал мне однажды сотрудник одной из турфирм, создавайте проблему там, где ее нет. Наши туристы к этому привычны, а для иностранцев это просто… русская экзотика.

Решит ли все проблемы межведомственная комиссии, о необходимости создания которой говорили участники заседании? По крайней мере, она сформулирует проблемы, которые необходимо решить и определит тех, кто обязан этим заниматься.

Если разговор, состоявшийся на коллегии, получился не таким уже интересным и дискуссионным, то полезным и нужным несомненно. Тем более что продолжение его предстоит на заседании правительства.

Станет ли туризм, в том числе и культурно-познавательный, основой благосостояния жителей республики? Вряд ли. Но способствовать этому безусловно может. Быть такими богатыми и… такими бедными… Это же абсурд!

Фото автора