Культура

О вечном

Фото Андрея Иванова
Члены Союза композиторов Карелии (слева направо) Эдуард Патлаенко, Николай Самсонов, Борис Напреев, Наталия Гродницкая, Анастасия Сало, Геннадий Вавилов, Татьяна Екименко

Музыка композиторов старшего поколения звучала в концерте, посвященном 75-летию Союза композиторов Карелии.

Вечером 29 ноября мне хотелось остаться дома: карельский мороз вовсе не пробуждает желания выйти на улицу, но пропустить концерт Союза композиторов Карелии я – молодой композитор – просто не могла. Концерт этот был по-настоящему уникален. Все пять композиторов – Э.Н. Патлаенко, Б.Д. Напреев, А.С. Белобородов, А.Л. Репников, Г.А. Вавилов, музыка которых была представлена на концерте, – это композиторы старшего поколения. У каждого из них внушительный список сочинений, они имеют награды и премии, их музыка звучит  не только в России, но и за рубежом. Необычна была и сама программа концерта: не каждый день есть возможность  в живом исполнении услышать столько симфонических сочинений подряд.

На концерте я узнала, что, оказывается, карельские композиторы умеют сочинять не только музыку, но и стихи. «Сфинкс и Лотос» – такое название дал своему сочинению Э. Патлаенко. Поводом к созданию «Сфинкса» послужил одноимённый сонет, написанный самим композитором. «Сфинкс и Лотос» –  это музыкальное и поэтическое размышление зрелого мастера не только о собственной судьбе, но и о судьбе мира. Глубокий смысл стихотворения, внутренняя сосредоточенность, духовность и символичное начало сонета определяет и характер музыки. Долго тянется в оркестре один и тот же звук, как будто раскрывая перед слушателем необозримое пространство. Внешнее? Или внутреннее? На его фоне холодно звучат пассажи скрипок: в них можно услышать завывания ветра и ощутить нездешнюю, мифическую природу главного персонажа-сфинкса. Музыка, следуя за текстом, раскрывает мир своих персонажей дальше. Вот солирует английский рожок, в томном голосе которого слышатся вечные вопросы, сменяют друг друга изящные, словно сотканные из воздуха музыкальные фразы, врываются в музыку волшебные переливы арфы… И вдруг всё останавливается. Струнные начинают играть в одном и том же ритме, и это пиццикато звучит как стук сердца. «И близок срок. И вот – последний акт. В игольное ушко войдём, иль в дверцу?…» О музыке Патлаенко можно рассказывать долго. Духовность, содержательность – вот что привлекает в его творчестве.

Тоже о вечном, но по-другому говорит нам и музыка Б. Напреева. «Маленькая кантата» на стихи ижорской рунопевицы Ларин Параске в переводе Армаса Мишина – это обращение к  миру народной мудрости. Можно сказать, что через образ главной героини раскрыт в нём мир всех женщин. Все части этого контрастного цикла слушаются легко, нашлось в них место и для  юмора (одна из частей написана в жанре сказочки) и для плача. Но не только финно-угорский фольклор интересует Б. Напреева.   Зажигательные ритмы, шуршание ярких нарядов, стук каблучков танцовщиц, плеск морских волн и тёплое дыхание ветра – такой предстала Испания в  его мелодичных пьесах для альта-саксофона с камерным оркестром «В испанском стиле».

Сразу три концерта карельских мастеров порадовали меня в этот вечер: фортепианный концерт А. Белобородова,  для баяна с оркестром А. Репникова и концерт для большого симфонического оркестра Г. Вавилова.

Альбин Репников – один из ведущих композиторов страны, писавших музыку для народных инструментов. Слушая его концерт (в блестящем исполнении солиста – М.Красильникова) я поняла, почему многие  сочинения Репникова входят в обязательный репертуар международных конкурсов. Альбин Леонидович – композитор совершенно уникальный. Его музыка держит внимание слушателя с первой до последней ноты. Написанная давно, она и сегодня звучит ярко и актуально. Ему великолепно удаются как медленные лирические темы, так и мощные волевые кульминации. Характеризуя этот концерт,  я бы сказала, что в нем слышится исполинская, невероятная сила Человека. Человека с большой буквы.

Концерт  А. Белобородова – это совсем другая, но не менее интересная страница музыкальной истории. Меня, его студентку по композиции, всегда восхищало, как Александру Сергеевичу удается, пользуясь минимумом выразительных средств, сказать об очень многом. Диалог оркестра и соло фортепиано прозвучал великолепно не только благодаря прекрасной музыке: и тонкую, проникновенную лирику, и филигранную виртуозность концерта блестяще удалось донести до слушателей исполнительнице фортепианной партии М. Ищенко. Ну а оркестр под управлением Святослава Лютера звучал в холодном зале филармонии по-летнему тепло и по-настоящему грел душу. Концерт для большого симфонического оркестра Г. Вавилова – это настоящий праздник. Я понимаю, почему людям нравится его музыка (в любви к ней призналась и министр культуры Карелии Е.В. Богданова, которая была на концерте): она так искренне добра, и в мире, где слишком много негативных эмоций, дарит хорошее настроение и улыбку.

К тому, что симфоническое действо, посвященное 75-летию Союза композиторов Карелии, стало действительно ярким событием причастны не только сами виновники торжества и прекрасные исполнители. Особую атмосферу в зале создавала и публика – внимательная, чуткая, благодарящая долгими аплодисментами каждого карельского мастера. В целом у этого концерта был только один минус: его продолжительность. Два с половиной часа серьёзной академической музыки выдержит далеко не каждый.

75 лет – это внушительная дата. Мне хочется  пожелать всем членам Союза композиторов долголетия, крепкого здоровья  и выразить надежду на то, что музыка молодых композиторов Карелии не только сохранит лучшие традиции национальной композиторской школы, но и внесёт в культуру нашей Родины что-то своё. Но это будет уже совсем другая история…