Главное, Культура

Зачем приезжал вип-чиновник?

Фото Валентины Чаженгиной
На пресс-конференции в Петрозаводске 31 января Андрей Бусыгин, министр культуры Карелии Елена Богданова (слева) и директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова

Оказывается, музей «Кижи» нуждается в руководстве политического тяжеловеса, а не специалиста.

31 января в Национальном музее прошла пресс-конференция заместителя министра культуры РФ Андрея Евгеньевича Бусыгина, а перед этим он встретился с коллективом музея-заповедника «Кижи».

Его ждали в Петрозаводске несколько дней и  связывали с ним большие ожидания. Забегая вперед, скажу, что сразу же после пресс-конференции кто-то из коллег окрестил приезд в Карелию вип-чиновника от культуры дипломатическим визитом. И это соответствовало истине. В защиту А. Бусыгина скажу лишь, что он чиновник на государственной службе, и так же, как и солдат, не имеет права критиковать приказы начальства, о чем он не раз напоминал присутствовавшим. Правда, как и о том, что его «не поставили в известность», он не присутствовал на той или встрече,  где  решался вопрос о музее «Кижи» и его директоре. И это уже странно, ибо заместитель министра культуры А.Е. Бусыгин курирует музеи России.

Так все-таки зачем вип-чиновник заскочил буквально на несколько часов в Петрозаводск? Чтобы на встрече с коллективом музея-заповедника «Кижи» еще раз попытаться убедить людей, что Нелидов хороший эффективный менеджер и надо дать ему шанс? Принести извинения коллективу за столь «сумбурное решение» – назначение Нелидова на пост директора музея? Заверить, что И. Романов никогда не будет работать в музее, а его концепция отвергнута раз и навсегда?

Накануне приезда в Петрозаводск А. Бусыгин давал интервью «Российской газете», и Лента.ру пишет, что в «статье «РГ», сопровождающей интервью, сообщается, что Нелидов, говоря о планах развития заповедника, отсылал к концепции бизнесмена Ивана Романова, по которой в охранной зоне Кижей, в том числе и на самом острове, планируется построить конгресс-холл на 300-500 мест и гостиницу на 70-80 номеров».

Так что бизнесмену Ивану Романову совсем не надо быть в штате музея-заповедника, чтобы претворять там в жизнь свою концепцию. Да и в министерство он пришел отнюдь не с улицы, а имея поддержку во властных структурах, в противном случае его вряд ли бы туда пустили, не то что предоставили трибуну для выступления.

Журналисты долго допытывались, кто же стоит за назначением столь одиозной для нашей республики фигуры, как бывший Глава Карелии. Одна фамилии всплыла: «вопрос обсуждался с полпредом Президента РФ по Северо-Западному Федеральному округу Винниченко» и… «люди из Администрации Президента РФ».

И вообще,  в случае с назначением Нелидова на должность директора был, признался А. Бусыгин, поставлен первый в России эксперимент. Во-первых, директором стал бывший губернатор, во-вторых, человек, до этого ни дня не работавший в музее, а в третьих –  «сейчас в мире есть тенденция, когда директорами музеев назначаются опытные управленцы, без опыта музейной работы, но обладающие опытом руководства на высоком уровне, в том числе и политическом». »А вдруг Нелидов будет хорошим директором музея?» — сказал Бусыгин.

Вот и решили попробовать в Кижах. Более того, выяснилось, что в Минкульте при назначении на должность  директора музея состоялся даже некий конкурс. И конкурентом Нелидова был…  заместитель Э. Аверьяновой Дмитрий Луговой. Те, кто смотрели видеоролик с заседания Общественного совета при Минкультуры РФ, имели возможность составить свое мнение о нем – именно Дмитрий Дмитриевич толково и грамотно, со знанием дела, представил концепцию развития музея-заповедника, которая нашла одобрение и поддержку музейного сообщества. Он многие годы работает в музеях-заповедниках, кроме Кижей, несколько лет трудился на Соловках.  Что же перевесило министерскую чашу весов в пользу Нелидова? Оказывается, Кижи нуждаются в руководстве «политического тяжеловеса», а не специалиста.

Выяснилась на пресс-конференции и еще одна интересная подробность: для того чтобы провести конкурс на должность директора музея-заповедника «Кижи» совсем не нужно было вносить поправки в устав музея. В том виде, в каком сегодня существует устав, он позволяет это сделать. Так почему же не сделали? Что помешало? Желание некоторых высоких чиновников, в кабинет которых вхож оказавшийся не у дел бывший губернатор, поддержать своего протеже? Что из себя представляет «эффективный менеджер Нелидов» Карелия знает, достаточно вспомнить только один его проект, точнее замок на песке – так называемую «Пудожскую Ривьеру(?)», переименованную потом в «Пудожский кластер», окончившуюся громким скандалом.

Неужели в России еще не прошла мода на эффективных менеджеров? После того, как бывший торговец мебелью занялся реформированием армии, бывший бухгалтер-экономист рулила медициной, а врач акушер-гинеколог развивала сельское хозяйство? Газета «Совершенно секретно» попыталась познакомиться с кадровой политикой в Министерстве образования РФ и выяснила, что чиновники его «столь обширного профиля, что невозможно понять, чем именно они занимались и какое это имеет отношение к образованию или науке». Поэтому совсем не анекдотично прозвучало предложение председателя общества «Заонежье» Валентины Сукотовой: может быть, Нелидову следовало бы сначала «поработать в культуре Карелии, которую он представляет смутно, хотя бы директором районного музея или Дома культуры?». Неужели время профессионалов в России прошло? Или оно еще не наступило?

А.Е. Бусыгин подтвердил, что первейшей задачей музея-заповедника является сохранение и изучение памятников культуры и истории, а уж потом их популяризация – то есть организация экскурсионного обслуживания. А это означает: отнюдь не рост «поголовья» экскурсантов определяет эффективность работы музея (как считают И. Романов и А. Нелидов). Тем не менее заместитель министра культуры уверен, что приход эффективных менеджеров из бизнеса только оживит деятельность музея. И бояться нечего: Кижи находятся «под глубоко эшелонированной защитой», в том числе и со стороны ЮНЕСКО, а также российского законодательства, которое всегда стоит на страже. ЮНЕСКО в определенной степени да. Его сотрудникам под силу поднять хотя бы шум на весь мир. А что касается российского законодательство, с этим утверждением можно поспорить. Практика последних лет свидетельствует, что обойти его ничего не стоит. И длительные судебные тяжбы редко приносят результат.

Да взять хотя бы приказ правительства РФ, согласно которому кандидат, претендующий на  руководящую должность, должен иметь стаж работы в учреждениях культуры не менее пяти лет. Тем не менее Нелидов оказался в директорском кресле, не имея и месяца стажа работы в культуры. Правда, Андрей Евгеньевич в одном интервью пошутил, что ему зачли в стаж работу Главой РК – год за два.

Тогда и новоявленный директор, и министр, говоря о Кижах, должны были бы знать, что уникальные кижские памятники не нуждаются в дальнейшем развитии. Нуждается в этом инфраструктура вокруг охранной зоны музея. Что сделал тот же Нелидов, будучи Главой Карелии, чтобы спасти гибнущее Заонежье, жизнь на территории которого поддерживает сегодня в основном музей-заповедник «Кижи»?

В этот же день, 31 января, в Москве прошла пресс-конференция – министра В. Мединского и Главы Карелии А. Худилайнена (см. видео). Принято решение провести осенью конкурс проектов дальнейшего развития музея-заповедника «Кижи». Простите, а как же конкурс на замещение должности директора музея? Или все-таки «политическое руководство, которое взяло на себя инициативу назначения Нелидова», ни в грош не ставит общественное мнение? Более 10 тысяч жителей республики подписали обращение к президенту, протестуя против назначения Нелидова. Для Карелии это много. А для чиновников?

Участвовавшая в пресс-конференции в Петрозаводске министр культуры РК Елена Богданова, отвечая на вопрос московского журналиста, подчеркнула: как чиновник она не обсуждает решение вышестоящего руководства, но считает, что музеем «Кижи», одним из лучших в стране, должен руководить профессионал, музейщик до мозга костей. А после слов директора Музея изобразительных искусств РК, секретаря Общественной палаты республики Натальи Вавиловой даже раздались аплодисменты: она прямо назвала кадровое решение по музею-заповеднику «Кижи» грубейшей ошибкой министерства, а отношение московских чиновников к Э. Аверьяновой, отдавшей многие годы Кижам, откровенным неуважением к человеку и руководителю.

Так зачем приезжал в Петрозаводск заместитель министра? Лично мое мнение – чтобы  попытаться потушить протест. Неужели же для того, чтобы еще раз заявить, что музейная инфраструктура нуждается в развитии (а кто с этим спорит?)  или убедить, что Нелидов не распродаст кижские памятники (никто этого и не утверждает!)? Попросту говоря, ломиться в открытые двери? Правда, Андрей Евгеньевич пообещал довести до сведения министра мнение общественности Карелии. Ведь захотели услышать в Минкульте мнение одного Романова, так почему не хотят услышать мнение тысяч жителей республики, вставших на защиту Кижей?