Главное, Культура

Шедевры Moderna Museet

Фото Ирины Ларионовой
Вход в Moderna Museet . Скульптура Александра Колдера «Четыре элемента»

Вместе с Ириной Ларионовой знакомимся с музеем современного искусства  в Стокгольме.

 

Современный мир настолько переполнен  разнообразной информацией, что становится понятно: нельзя объять необъятное. Появляется множество клубов, журналов, сообществ по интересам. Кто-то постигает искусство цветоводства, другие увлечены кулинарией, охотой, рыбалкой, дайвингом рисованием, шитьем, коллекционированием всего и вся.

Мне нравится посещать музеи. Помню, как поразила меня маленькая Тотьма в Вологодской области, где на 10 тысяч жителей насчитала шесть музеев. Конечно, можно путешествовать и виртуально, но  потянуло увидеть своими глазами  шедевры мирового искусства, в том числе современного.

Если в Музее современного искусства  «Киасма» я бываю каждый раз, приезжая в  Хельсинки, и очень его люблю, то в подобном музее в Стокгольме никогда прежде не бывала. Единственное место, ради которого я хотела попасть в Стокгольм, был Moderna Museet.  Минувшее лето подарило нам с мужем такую возможность.

В Стокгольме много всего интересного, но когда попадаешь всего на несколько часов, приходится выбирать. Карта была заранее внимательно  изучена, и мы смело шагали из самого центра шведской столицы по одному из прекрасных мостов на остров Скепсхолмен. Поняли, что идем в правильном направлении, увидев среди зеленых газонов заметные скульптуры. Автор монументальной композиции «Четыре элемента» из окрашенного в яркие цвета металла  – известный американский  скульптор Александр Колдер (1898 – 1976). Он известен как изобретатель так называемых мобилей – динамических скульптурных композиций. Кстати, одну из них, легкую и воздушную «Птицу на дереве» мы увидели потом  в постоянной экспозиции.

В Moderna Museet представлена одна из самых обширных и лучших коллекций современного искусства в Европе – Дали, Матисс, Раушенберг, Пикассо,  Дюшан, Уорхол, Ники де Сан-Фаль, Джакометти, де Кирико и многих других авторов. Когда на ресепшене  нам как журналистам  предложили бесплатный входной билет, от души  порадовались.

Не успели еще толком оглядеться, как вдруг услышали объявление на чистейшем русском языке и не поверили своим ушам: нас приглашали на экскурсию по музею. Нам несказанно повезло! Оказалось, что раз в четыре дня в музее появляется ариадна всех русских любителей современного  искусства  – Гузель Муксинова. Гузель двадцать лет живет в Стокгольме. Она финансист, а  в музее работает из любви к искусству. Нас было только двое русских,  и мы провели с Гузель почти полтора часа вместо положенных 45  минут. Надо отметить, что муж мой не такой уж большой почитатель современного искусства,  но на этот раз,  кажется, и ему передалось это радостное ощущение – увидеть оригиналы работ,  прежде знакомых только по Интернету.

Мы увидели легендарного Мунка, постояли перед одним из огромных коллажей великого Матисса, который был создан им всего за год до смерти. Попытались ощутить всю глубину неистового ультрамаринового живописного полотна Ива Кляйна. Любопытно было увидеть живьем загадочного и малопонятного Фрэнсиса Бэкона и рассмотреть вблизи узнаваемую скульптуру швейцарца Альберто Джакометти и «Монограмму» Роберта Раушенберга – забавного козла, в самом начале создания музея приобретенного куратором и директором Понтусом Хультеном. Теперь он огражден от эмоциональных туристов стеклянной витриной.  Покорили громадные  исполины-грибы художника и ученого из Брюсслея  Карстена Хёллера.

А как радостно было обнаружить наших авторов – Василия Кандинского и Александра Родченко. Башня одного из представителей русского авангарда Владимира Татлина («Памятник III Интернационалу») буквально потрясла, так здорово она вписалась в пространство зала. Целая стена советского плаката смотрится  вполне убедительно: воспринимаются они не хуже, чем Пикассо, в них  читается броская и патетическая  эстетика советского периода, чувствуется энергия того времени.

Всё невозможно было объять, мы увидели не так много, как желали. Пробежали по трем совершенно потрясающим выставкам, которые в это время  показывали в музее.

Это  ли не чудо – увидеть ретроспективную выставку французской  художницы с необычной судьбой Ники де Сен-Фалль.  Каждый, кто бывал в Париже, видел фонтан  Стравинского с ее яркими скульптурами перед Центром современного искусства имени Жоржа Помпиду. Она создавала его вместе с мужем-швейцарцем Жаном Тэнгли, автором многих кинетических произведений.  После этой впечатляющей выставки у меня зародилась мысль о новом  путешествии  в фантастический сад Таро в Италии, над которым Ники де Сен-Фалль работала 20 лет.

Кому не знакомо имя  современного эпатажного  французского  кутюрье  Жана- Поля Готье? Впервые я увидела выставку его одежды  в Париже. Помню чувство изумления от того, как была сделана экспозиция в Лувре. Но то, что мы увидели в музее в Стокгольме, превзошло всякие ожидания. Фантазия этого экстравагантного и часто шокирующего своими идеями модельера с мировым именем поражает. Как он использует ткани, меха, фурнитуру! Его идеи иногда кажутся совершенно безумными! Но особенно удивили невероятные технические изобретения для показа экспонатов, когда по-особому освещенные манекены выглядят как живые, разговаривают и даже поют, создавая полную иллюзию живых персонажей, среди которых и сам неотразимый Жан-Поль Готье.

Удалось краем глаза посмотреть и еще одну замечательную выставку под названием  «Поп-Арт-Дизайн», где экспонировались произведения многих классиков современного искусства – ЭндиУорхолла, Роя Лихтенштейна,  Джаспера Джонса и других, начиная с культовой картины-коллажа Ричарда Хамильтона  «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Выставка эта – своеобразное исследование  взаимоотношений поп-арта и дизайна.

Музею современного искусства Moderna Museet в этом году исполнилось 55 лет. В нем насчитывается около сотни тысяч экспонатов современного искусства, работают две библиотеки по искусству и фотографии – предмет гордости шведов, богатая коллекция фотографии. Стокгольм  ждет всех, кому это интересно. Говорят, современное искусство скучное и непонятное, но не для тех, кто хотя бы немного любопытен.

 

Кажется, этот логотип для музея — идея Раушенберга

Александр Колдер. Птичка на дереве

 

Анри Матисс

Экскурсовод  Гузель Муксинова, без которой наше путешествие по музею не получилось бы таким увлекательным

Ив Кляйн запатентовал этот свой удивительный синий цвет

«Монограмма» Роберта Раушенберга

 

Карстен Хёллер – автор этого гигантского грибочка

 На переднем плане работа Мартиала Райса, французского художника

 

Башня Владимира Татлина и сейчас впечатляет

 

Василий Кандинский

 

Советские плакаты 20-30-х годов

Ники-де-Сэн-Фалль. Над гипсовыми скульптурами  располагались мешки с краской, автор в них стреляла так появились черные подтеки

А это гипертрофированный образ Ники де Сэн-Фалль

 

На выставке Жана-Поля-Готье. Разве могут фотографии передать всю фантастичность атмосферы? Увы, нет

 

Выставка «Поп-Арт-Дизайн»

Фото автора