Культура

Глобализация маргиналов в «ТМ»

Фото Юлии Утышевой
Сцена из спектакля

Еще один отклик на премьерный спектакль  «Двое в большом городе»  в театре «Творческая мастерская».

 

 «Гламур – представление уродов о красоте».

Высказывание одного умного человека

 

То, что я хочу сказать по поводу увиденного, очень субъективно и, возможно, не совпадет с авторским замыслом, а театр может сказать мне, что задумано нечто иное, совсем не то, что увидел я. И тем не менее…

 

Театр, а точнее режиссер Борис Цейтлин, поставил своеобразную, достаточно неожиданную трилогию: «Королеву красоты» М. Мак-Донаха в 2009 году, «Ту самую Дульсинею» А. Володина в 2012-м и «Двое в большом городе» Т. Москвиной в этом году. Во всех трех спектаклях эстетика маргиналов (если, конечно, она существует) тесно переплетается с гламуром. По-моему, это для любителей гламура режиссер придумал в спектакле «Двое в большом городе» такой ход как съемка телевизионного многосерийного фильма, где роли маргиналок из маргиналок Люси Варухиной и Регины Морской играют взаправдашние актрисы Наталья Мирошник и Виктория Федорова. Благодаря телесериалу они станут звездами для таких, как мамочка Люси Варухиной. Та еще мамочка! Сразу вспоминается мамочка Морин (Людмила Зотова) из «Королевы красоты».

 

Театровед Юлия Генделева писала о «Королеве»: «Глухая маргинальная провинция возможна и посреди любого мегаполиса, ибо корни ее – внутри человека. Проявления этого в постановке во многом утрированы, в ней есть театральная условность, прежде всего в работе актеров. Она не спорит с пьесой, и в спектакле ощущается цельность драматургии, режиссуры, сценографии и актерского исполнения. Смешно, отталкивающе узнаваемо, страшно жалко – и история эта долго не отпускает после финала».

 

Эти слова я могу отнести и к последующим двум спектаклям. Хотя «Дульсинея» показалась мне излишне жесткой. Очевидно, это произошло из-за трактовки любимого мною, крайне нежного и деликатного Александра Володина. Теперь же после «Двоих в большом городе» я с большим пониманием отношусь к жесткости и уродству отдельных персонажей «Дульсинеи». Жесткость полунищего, алкогольного, скрашенного доступным гламуром быта везде одинакова:  и в современной Шотландии, очень уж напоминающей Заонежье, и в средневековой Испании, и в современном мегаполисе Ленинграде (язык не поворачивается назвать его Петербургом).

 

Лет 40 назад в этом городе был я знаком с подобными непризнанными талантами, пил с ним на кухнях водку и подпевал песням ленинградца Евгения Клячкина. Его пел тогда весь Советский Союз. И песни эти не были гламуром. Они писались и пелись душой, сердцем и обнаженными нервами. Кстати, и в спектакле «Двое в большом городе» песни Евгения Клячкина в чем-то оправдывают исполняющих их персонажей. Впрочем, в чем их оправдывать или обвинять? Они просто такие. Жизнь богата и сложна. Зачем-то нужны, казалось бы, бесполезные аристократы (и не только духа), нужны и подобные маргиналы, почти бичи. Помните расшифровку слова БИЧ? Бывший интеллигентный человек. Разумеется, питерские кухонные таланты будут пограмотнее ближайшего окружения Дульсинеи (Наталья Мирошник) и не кончавшей колледжей Морин (Людмила Баулина). Люся Варухина с Сашей Лямчиком (Дмитрий Максимов) однокурсники по «Кульку» (институт культуры). Регина окончила Герценовский институт, а кондитер (тот же Дмитрий Максимов) тоже где-то учился.  

 

Вся эта маргинально-гламурная  (антигламурная, если хотите) трилогия объединена исполнителем главных ролей Дмитрием Максимовым.  Он и застенчивый  деревенский влюбленный Морин, он и повторение благородного рыцаря Алонсо Кихано, он и сегодняшний непризнанный питерский талант, для которого верх счастья петь в подземном переходе. Шестикратный брак наложил на Сашу Лямчика некую странную зажатость, которая переходит в не менее странную раскованность после выпитой бутылки. Его же кондитер отличается особой внутренней деликатностью выпивающего человека, в меру воспитанного и образованного.

 

Героини спектакля достойны своего партнера. Взбалмошные, несчастные, жаждущие любви (Люся) и непонятно чего с налетом трагизма (Регина), они трогательно передают все малейшие нюансы настроения своих героинь, которых трудно назвать положительными, и ухитряются влюбить в себя зрителей, хотя на подобную любовь у них исключительно мало времени и авторского текста. Текст этот, как мне кажется, не каждому режиссеру придется по вкусу. Здесь пришелся.

 

А ведь и правда, как говорит Регина: «Всегда так, когда плохое настроение, всё понятно почему, а когда хорошее, чёрт его знает с чего».

 

P.S. Режиссер Борис Цейтлин не мог не похулиганить и при составлении программки. Хвастовство высшей маргинальноой пробы. Кроме того что режиссер заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ и «Золотой маски», он, оказывается, широко известен в странах Европы, обеих Америках и Океании. Бог с ними, Америками! Но острова Фиджи или страшные Соломоновы острова! Там же только вчера кончили людей есть! Хотел бы я посмотреть «Трех сестер» в легком подобии юбочек из листьев банана и офицеров с копьями. А дальше-то! Имя режиссера, говорится в программке, используется при составлении кроссвордов, чайнвордов, шарад и  головоломок. Спасибо, Борис Ильич! С сегодняшнего дня буду гордиться своим именем и с восторгом вспоминать слово «Борис» в кроссвордах. С уважением Борис Гущин.