Культура

Рыцари музыки

Большой зал Карельской филармонии пригласил слушателей 10 октября на открытие нового концертного сезона – первый концерт абонемента № 11 «Вечера популярной симфонической музыки».

Вообще, первый симфонический концерт прошел уже в сентябре, но то была лишь преамбула. Октябрь почти полностью отдан традиционному осеннему «марафону» Дней камерной музыки. Симфонический же сезон – явление особое, к тому же в этом году он проходит под знаком 75-летия нашего замечательного Симфонического оркестра. Он должен подарить нам немало «открытий чудных».

 
Программа прошедшего концерта приглашала к встрече с музыкой одного из великих немцев – Рихарда Штрауса (1864 – 1949). Вряд ли она хорошо знакома широкой слушательской аудитории, которая в последние годы существенно обновилась, а потому наверняка многие ее субъективно воспринимали как открытие. Из двух исполнявшихся произведений Штрауса одно – симфоническая поэма «Дон Кихот» – достаточно известно. Второе – «Метаморфозы» – явление более редкое. Разделенные во времени создания почти полустолетием, они очень разнятся.
«Метаморфозы» написаны в 1945 году для струнного оркестра швейцарского дирижера Пауля Захера, им и посвящены. Даже такой индифферентный к вопросам политики человек, каким был Штраус, не мог не задуматься о последствиях Второй мировой войны. Не случайно за основу композитор взял фрагмент темы похоронного марша Третьей симфонии Бетховена и построил на его основе масштабную одночастную композицию. Тема переживает множество превращений в широчайшем эмоциональном диапазоне от тихих ламентаций до трагедийного звучания. Произведение сложное, требующее от дирижера глубокого проникновения в замысел и жизненного опыта. О последнем у Мариуса Стравинского говорить пока рано в силу его молодого возраста, но стремление постичь глубину замысла композитора, несомненно, ощущалось. Заслугой Стравинского стало и новое качество звучания струнной группы.
Симфоническая поэма «Дон Кихот», навеянная романом Сервантеса, относится к начальному периоду творчества композитора, когда большую часть его замыслов составляли программные произведения. Перед слушателями проходит вереница легко узнаваемых персонажей и видений, рожденных необузданным болезненно-наивным воображением главного героя. Легкая ирония, заложенная в романе, в интерпретации композитора достигает порой гротескового звучания. Но при этом поэма богата тонкой, а местами и просто роскошной лирикой.
Партитура изобилует сольными эпизодами, что дает возможность блеснуть многим солистам оркестра. Главные лавры достались солистам, которые заявлены композитором в жанровом определении произведения: Симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра. Партии солирующего альта, идентифицирующего портрет верного оруженосца «рыцаря Печального Образа» Санчо Пансы, отводится побочная роль. Но в исполнении Дениса Дорофеева, который уже не раз демонстрировал свои творческие возможности именно в качестве солиста, она прозвучала ярко и привлекательно. Он не спасовал перед именитым гастролером, оказавшись его достойным партнером.
Поэма построена в виде свободных вариаций, открывающихся Интродукцией, изображающей Дон Кихота за чтением рыцарских романов. Здесь и звучит его основная тема. Происходящее с рыцарем далее и показанное в цепи вариаций явилось следствием увлеченного чтения.
Солистом-виолончелистом поначалу был заявлен англичанин Дэвид Коэн. Неожиданно выяснилось, что он не может приехать, и блиц-замена была найдена в лице Бориса Андрианова. Это стало еще одним замечательным открытием прошедшего вечера. В 1997 году Андрианов стал первым российским лауреатом конкурса М. Ростроповича в Париже, а в нынешнем провел первый в истории нашей страны фестиваль виолончельного искусства «Посвящается Мстиславу Ростроповичу», собравший множество выдающихся музыкантов. На такой шаг имеет право не каждый виолончелист, Андрианов свое право доказывает многогранной и поистине блестящей концертной деятельностью.
О его возможностях мы могли судить не только по исполнению поэмы Штрауса, но и по приготовленному им сюрпризу: вне программы вместе с оркестром музыкант сыграл Вариации Паганини на тему молитвы из оперы Россини «Моисей». Великий итальянец создавал свое произведение для скрипки, причем для игры на струне соль. Нам было предложено виолончельное переложение, в котором произведение не только не утратило первозданных достоинств и безусловной виртуозности, но и невероятно много приобрело.
Слушатели бурно отреагировали на такой щедрый подарок. Не меньший их восторг вызвал еще один «бис»: уже соло Борис Андрианов исполнил феерическую пьесу современного итальянского виолончелиста и композитора Джованни Соллимы Lamentagmo, ставшую еще одним открытием концерта.
Создатели абонемента дали ему подзаголовок «Рыцари музыки». Что ж, Борис Андрианов достоин этого звания.
 
"Лицей" № 11 2008