Главное, Культура

Неизвестное Водлозерье

Фото Валентины Чаженгиной

Открыли его студенты и выпускники Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

О своем открытии они рассказали на выставке «Водлозерье. Ткань мироздания», которая открылась сразу в двух залах – Городском выставочном и медиа-центре «Vыход».

В рамках проекта «Земля и небо Водлозерья» вот уже шесть лет студенты кафедры художественного текстиля академии приезжают на пленер на Русский Север. Около 100 работ представлены на двух, точнее на одной выставке в двух залах. Не слишком ли щедр оказался Петрозаводск? Думаю, нет. Не так часто имеют возможность выставляться молодые  талантливые авторы, а мир Русского Севера настолько велик, гармоничен и прекрасен, что заслуживает такого внимания.

Работы, представленные в экспозиции, выполнены в различных техниках – здесь  живопись, графика, гобелены, фотографии петербургского дизайнера и фотохудожника Василия Щербинина, а также работы руководителя пленера, доцента кафедры текстиля академии, члена Союза художников России Ольги Лысенковой, выполненные в нечасто встречающейся технике горячей эмали.

Работы молодых авторов отличает прежде всего стремление передать огромное, судя по результатам, впечатление от уникального и незнакомого мира, в который многие из них попали впервые. Каждый делает это по-своему, в меру своих возможностей и таланта. Но в их работах нет восторженности и слащавости, стремления к красивости, которых, к счастью, сегодня лишена молодежь. Их заменяют интерес и желание дойти до самой сути. Этот уголок, именуемый Водлозерье, известный своими памятниками археологии и архитектуры, заветными деревьями и священными камнями, живым еще устным народным творчеством, дает возможность каждому совершить свое открытие мира и Вселенной.

Петербургский дизайнер и фотохудожник Василий Щербинин – не студент академии, но его работы органично и естественно вписываются в экспозиции. Может быть, потому, что в них не только то, что увидели его глаза во время поездок в Водлозерье, но и то, что услышала, поняла и приняла его душа. Свое кредо фотохудожник сформулировал так: «Я не стремлюсь удивить зрителя, а хочу лишь поделиться с ним увиденным и сказать своими работами – взгляните, прикоснитесь и почувствуйте…». Это можно отнести и ко всем авторам выставки.

На вернисажах и в одном, и в другом зале, было много молодежи – явление нечастое на подобных мероприятиях. Скорее всего  это были учащиеся творческих учебных заведений. И действительно, эта выставка молодых, но не только для молодых. Однако несомненно, что молодые авторы нашли понимание у молодых посетителей выставки.

Выставка в Петрозаводске проходит не только в рамках Года культуры, ею академия открыла год Александра Людвиковича Штиглица, имя которого носит. Он родился в 1814 году и был не только богатым человеком, известным в России промышленником и финансистом, но и благотворителем, немало сделавшим для развития образования и культуры. Самым важным и ценным для России делом, которое одно способно было бы обессмертить его имя, стало учреждение на свои средства в Петербурге Центрального училища технического рисования  вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Пожертвовав на первоначальное устройство училища миллион рублей, Штиглиц продолжал поддерживать его и дальше, выделяя деньги. До последнего дня своей жизни был его почетным попечителем и после смерти завещал училищу очень большую сумму, благодаря чему оно не только существовало в последующие годы, но и развивалось. Сегодня это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

Студенты академии не впервые выставляются в Петрозаводске, у них давние и хорошие связи с медиа-центром «Vыход», который они уже считают своим домом, и Городским выставочным залом. Выставки проходили и в Музее  изобразительных искусств Карелии, в Национальном музее. Но экспозиция, которую они привезли в этом году, совершенно не похожа не предыдущие. Казалось бы, кто не знает или не слышал в Карелии о Водлозерье? Кто-то видел красочные фотоальбомы, у кого-то там родные корни, другие любят ездить туда на рыбалку или просто отдохнуть, посидеть на берегу озер у костра белой ночью… И все-таки новая выставка «Водлозерье. Ткань мироздания», ее молодые авторы напоминают каждому из нас о том великом духовном богатстве, которым мы владеем.

Фото автора

На вернисаже (слева направо) проректор Санкт-Петербургской  государственной  художественно-промышленной академии  Анна Фатеева, доцент кафедры художественного текстиля Ольга Лысенкова, директор Городского выставочного зала Мария Юфа

Гости вернисажа

Ангел Водлозерья. Работа Ольги Лысенковой

Евгения Владимирова. Дипломная работа. Река жизни. 2006. Гобелен

Евгения Наумова, выпускница академии. Серебро. 2011. Бумага, смешанная техника

Мария Федотова. 4-й курс. В пути. 2011. Бумага, смешанная техника

Евгения Наумова, выпускница академии. Портрет  Королька. 2011. Бумага, смешная техника

Марина Гаврилюк. 3-й курс. Батюшка. 2012. Бумага, смешная техника

Мария Шаруха. 5-й курс. И дни вели их облаками, и ночи их были ясны…

Полина Поносова, 5-й курс. Дождь

Алена Пулова, выпускница академии. Эпос. Дипломная работа. Гобелен

Василий Щербинин. Уголок Водлозерья