Культура

Николай Петров любит честную игру

Николай Петров. Фото: tvkultura.ru
Николай Петров. Фото: tvkultura.ru

Знаменитый пианист Николай Петров провел в Петрозаводске три дня, с 7 по 9 ноября. 8 ноября он выступил с симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии, исполнив Концерт № 3 Бетховена. А накануне встретился с журналистами и музыкантами, среди которых было много студентов Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова.

Его ответы были откровенными и острыми. Причем любой, даже самый дилетантский или далекий от музыки, вопрос не вызывал у Николая Арнольдовича отторжения. Он отвечал подробно и с уважением к человеку, его задавшему.

Почитатели маэстро узнали, что он курит немного – «всего полпачки в день», что не верит в приметы – «это все от лукавого», что считает себя полным ничтожеством в отношении современных технологий: «Не знаю, как ткнуть в компьютер». Что, выйдя не пенсию, стал собирать крупицы покоя. «Наскакался по всему миру более чем достаточно». Авангардную музыку не признает, при звуках рока иногда не выключает звук, а вот джаз любит, считает, что он и классическая музыка – две ветви одного дерева. Попса же вызывает у него ярость. Но при этом Петров спокойно относится к тому, что элементы шоу проникают в академическое искусство:

– Чем бы дитя ни тешилось… Любое проникновение классической музыки благотворно.

Благотворительный фонд Николая Петрова поддерживает около 50 музыкантов. Стипендия небольшая, около 100 долларов, но это реальные деньги. Некоторые фонды, считает Петров, просто эксплуатируют детский труд – возят юные дарования по всему миру и при этом ни копейки им не платят. На средства фонда, который формируется на пожертвования банков, проводится фестиваль «Кремль музыкальный». Задуман еще один фестиваль – для пианистов с 13 до 17 лет.

Очень резко Николай Петров, профессор Московской консерватории, отозвался о переходе на двухуровневую систему высшего образования:

– Людям нечем заняться! Московская консерватория сопротивляется, как может. Не знаю, каким местом думает Фурсенко. Не лезь туда, где все отработано столетиями! Боюсь, что несмотря на сопротивление это произойдет, все делается помимо нас. Для музыкантов это будет трагично.

Благожелательно отозвался Николай Петров о симфоническом оркестре Карельской государственной филармонии.

– Сегодня репетировал с оркестром и получил полное удовлетворение. Хороший строй. Очень понравился ваш новый дирижер Мариус Стравинский. Ругать вам ваш оркестр не стоит, он того не заслуживает.

Николай Петров, отвечая на вопрос об уровне провинциальных оркестров, высоко оценил коллективы Нижегородской, Екатеринбургской и Новосибирской филармоний:

– Это оркестры столичного уровня. Многие уже экипировались хорошими инструментами, не играют на ведрах. Залы везде полные, несмотря на засилие шоу-бизнеса. Смотрю в будущее с оптимизмом. В нашей замечательной стране все делается через одно место, не буду называть какое. В советское время билеты стоили копейки, музыкантов распихивали по разным площадкам, они играли в полупустых залах. А сейчас полный аншлаг.

В 1994 году событием в Карельской филармонии стало долгожданное приобретение нового рояля «Стейнвей». Открывал его тогда как раз Николай Петров. Потому естественным был вопрос, как сейчас маэстро оценивает инструмент.

– Замечательный рояль! Не разболтался и не превратился в кастрюлю. Вам с ним повезло.

Отвечая на вопрос о пианистах новой формации, Петров высоко оценил победителей недавно завершившегося конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо. Пианистом международного масштаба назвал Александра Гаврилюка из Харькова.

– Играет феноменально! Горовицкие руки, музыкальность, фантазия. Есть на чем отдохнуть душе…

Немало теплых слов адресовал маэстро лауреатам последнего конкурса Чайковского, представителям петербургской школы – Култышеву и Лубянцеву.

– Они были сильнее других. Сейчас много пианистов, но мало музыкантов. Преподаватели перестали учить музыке, прикосновению, туше. Култышев – звездочка, человек, который умеет разговаривать с Богом. Его ждет блестящая карьера.

По мнению Петрова, сейчас в Московской консерватории нет великих педагогов.

– Нет и не будет Нейгауза, Оборина, Флиера, Зака, Софроницкого.

У него самого пятеро учеников, трое из них, в том числе 13-летняя девочка, очень перспективны. Даровит Никита Мндоянц (он с успехом выступал в Петрозаводске).

Много и резко говорил Николай Петров о нынешних музыкальных конкурсах.

– Отточена система пропихивания своих и отталкивания чужих. Это международная мафия, в которую входят и наши. Когда меня приглашают в жюри, для меня главное – использовать весь свой авторитет, чтобы обеспечить честную игру. Но если в жюри хотя бы двое с тайным планом, у них он может получиться. Конкурсы 40 лет назад и сейчас – две большие разницы. Конкурс Чайковского довели до полного безобразия. То, что творилось на прошлых конкурсах, – чистая уголовщина. В этом году мне удалось кое-чего добиться. Удалось ввести систему голосования «да» – «нет», при этом труднее стало с махинациями. В общем, вбили достаточно клиньев в гроб наших коррупционеров.

Николай Петров подкупил своими честными ответами, хотя, может, и не очень корректными по форме. Но так же честен и бескомпромиссен он и по отношению к самому себе. Признался, что далеко не всегда удовлетворен своим исполнением, что слушать собственные записи – «жестокое испытание».

На следующий после этой встречи день Николай Петров блестяще исполнил концерт № 3 Бетховена. Публика, конечно, без «биса» своего любимца не отпустила. Ведь он тоже относится к тем редким музыкантам, которые разговаривают с Богом.