Культура

«Главное – раскодировать голову»

Инна Казакова. Автопортрет Инна Казакова не считает себя социальным человеком, не жалует компании и не любит находиться в центре внимания. Как, впрочем, все творческие и талантливые люди. Карельский фотохудожник, дизайнер, она имеет свой стиль и свой взгляд. Именно ей Сергей Терентьев, арт-директор медиа-центра «Vыход», предложил возглавить экспериментальную фотолабораторию, занятия в которой проходят по вечерам каждую среду.

Медиа-центр «Vыход» – территория, на которой всегда происходит что-то нестандартное, экспериментальное. Выходки, одним словом! И фотолаборатория не ставит перед собой классическую задачу – изучить устройство фотоаппарата и жанры фотографии, цель иная – отнестись к фотографии как части художественного процесса в общем контексте современного искусства.

Те, кто посещает фотолабораторию, люди неслучайные. Многие из них молодые художники. Собственно, это и было намерением организаторов – найти талантливых молодых людей, которые имеют отношение к искусству, пройти курс обучения через мастер-классы и в конце либо подготовить отчетную выставку, либо выпустить диск с лучшими работами.
БабушкаНа мастер-классах руководитель лаборатории дает самые разные задания. Например, снять Петрозаводск как город, где живут богатые люди. Или, наоборот, бедные люди. Или сфотографировать город, в котором живут собаки. Город один, а образы разные.
– Такие задания помогают понять, на что человек способен творчески, раскодировать голову! – считает Инна. – Мне не нравится деление на жанры: портрет, пейзаж, репортаж… Мне ближе, когда в фотографии есть идея или ощущение. Поскольку у меня киношное образование, я мыслю не отдельными фотографиями, а сериями, раскадровками. Мне нужна не одна самодостаточная фотография, а ход мысли. Интересно изменение во всех его проявлениях, сравнение. Возможно, нам удастся сделать настоящую лабораторию, где можно будет проявлять пленку и печатать фотографии. Кстати, удивительно, но многие предпочитают работать с пленкой, а не с цифровым фотоаппаратом.
– У вас есть опыт преподавательской работы?
Из серии ''Под небом питерским''– Да, я преподаю в Славянском институте. Чувствую себя ученицей, будто каждый раз сдаю экзамен на преподавание. С одной стороны, общаешься с молодыми людьми, и это мне очень нравится. С другой – хочется заниматься своими проектами. Наверное, свойства характера сказываются в том, что мне комфортнее стоять за камерой, чем по другую сторону, в кадре.
– Каким вы видите будущее фотографии?
– Сегодня каждый считает себя фотографом. Купил фотоаппарат, стал щелкать, и все, ты уже художник. Искусство фотографии стало очень доступным, массовым, поэтому мир вокруг переполнен изображениями.
– Говорят, рождаются писателями, врачами. А фотографами?
– Думаю, да. Чтобы быть настоящим фотографом, недостаточно иметь камеру и прочитать кучу книг по истории фотографии. Нужно что-то еще, может быть, особая интуиция. Ты оказываешься в нужное время в нужном месте. Все зависит от того, на что настроено внутреннее зрение. Удивительно, что каким-то образом камера подвластна человеку, она в его руках как пластилин. Вот, например, у меня есть знакомая с голубыми глазами. Когда я ее снимаю, она получается у меня со светлыми, чуть ли не белыми глазами. И действительно, она светлый человек. А снимает ее другой человек, и на фотографии у нее темные, чуть ли не вишневые глаза. Как так получается? Вот он ее так видит.
Из серии ''Под небом московским''– То есть, посмотрев на чью-то фотографию, можно сказать, что за человек ее сделал?
– Возможно… Хотя человек может быть талантливым, одаренным художником, но не очень хорошим человеком. Скорее всего, через его творчество это будет чувствоваться.
– В Петрозаводске вы чувствуете себя востребованной?

– Да, хотя иногда чувствую себя так, будто мне снится один и тот же сон. Но я много езжу, стараюсь не сидеть на месте. Пока Петрозаводск остается моим домом. Вообще, я человек северный, климат здешний мне подходит. Очень люблю Север, но сам город стал мне казаться тесным. Я здесь уже все сфотографировала.

«Лицей» № 4 2009