Культура

«Финляндия — музыкальная супердержава»

Недавно в Петрозаводске прошел IV международный детско-юношеский музыкальный фестиваль «Золотые ключики», который открывался камерной детской оперой «Из жизни насекомых» финского композитора Харри Вессмана. О том, как развиваются отношения в сфере музыки между двумя нашими странами, с генеральным консулом Финляндии в Петрозаводске Паулой Сиркией беседовала музыковед Ирина Смирнова.

– Уважаемая госпожа Паула, как, на ваш взгляд, развиваются культурные связи между Россией и Финляндией?
– Между культурными деятелями наших стран традиционно существуют тесные связи на всех уровнях общества. Мне кажется, что в Финляндии почти в каждом городе или регионе подписаны соглашения или договоры о сотрудничестве в области культуры с российскими городами. Так и должно быть! Только таким образом и можно создать и поддержать творческие контакты и людей культуры, объединенных общими идеями и целями. Мне особенно приятно отметить, что многие карельские города завязали побратимские связи с нашими финскими городами, что эти партнерские отношения поддерживаются и расширяются. Однако, хотелось бы, чтобы было больше возможностей для обмена опытом между преподавателями и студентами музыкальных училищ, а также между артистами и музыкантами.
– Как обстоят дела в сфере музыкального творчества и музыкальных контактов?
– Есть немало интересных проектов и контактов, которые поддерживаются всеми силами, но чаще всего они основываются и строятся на дружеских отношениях. Уверена, что гастроли были выгодными для артистов, чтобы они получали за свою работу полагающийся им гонорар. Консульство старается поддерживать некоторые проекты и берет на себя расходы, связанные с транспортом и с размещением артистов. Но для того, чтобы оплатить работу, нужны спонсоры, найти которых очень сложно!
Я с нетерпением жду открытия Музыкального театра после длительного ремонта. Надеюсь, с его открытием появятся новые интересные проекты сотрудничества. Например, это могут быть гастроли оркестра или балетной труппы. Но и для таких проектов нужны спонсоры. Как печально, что деньги и особенно их отсутствие так влияют на развитие культурных отношений.
– Как вы оцениваете постановку камерной оперы Харри Вессмана «Из жизни насекомых», которую вам довелось увидеть на фестивале международного детского фестиваля «Золотые ключики»?
– В финском обществе музыка занимает важное место. На карте мира Финляндия – это маленькая страна, но на мировой карте музыки Финляндия – супердержава. У нас пять миллионов жителей, но самое высокое в мире число симфонических оркестров на душу населения. И финские композиторы все время сочиняют новые оперы не только для взрослых, но и для детей. Камерная опера финского Харри Вессмана открыла театральный фестиваль «Золотые ключики». На мой взгляд, постановка необычная. На сцене играли профессиональные музыканты и выступали солисты оперы вместе с детскими хорами. Уникально! По правде говоря, в самом начале оперы маленькие слушатели не поняли, о чем шла речь, ведь солисты и хор пели на языке оригинала, как это традиционно принято в опере. Но через несколько минут уже стало ясно, что дети все понимают, им весело, и они с удовольствием следят за тем, что происходит на сцене. Финский язык трудный, но, по-моему, ваши и солисты, и хористы прекрасно пели на финском языке.
– Солисты Музыкального театра в разговоре со мной выразили желание и в дальнейшем участвовать в подобных проектах, а также совершенствовать свой финский язык. Может быть, есть смысл в создании специального центра содействия, который бы занимался представлением финских деятелей культуры в Петрозаводске и наоборот?
– Я считаю, что организаторы фестиваля правильно сделали, что поставили детскую оперу. По-моему, это что-то новенькое для России. Помимо всего прочего, это дает возможность воспитывать будущую публику для оперных театров. У нас в Савонлинне каждое лето проходит оперный фестиваль, и в последние годы в его рамках всегда ставится детская опера. Я их все видела. Особенно веселой была опера «Собачья Калевала». Мне хотелось бы, чтобы в будущем наши солисты сотрудничали, а детская публика имела бы возможность послушать их совместное выступление здесь в Петрозаводске. При этом желательно, чтобы слушатели имели на руках русский текст с рассказом о сюжете каждого действия оперы.

Мне также хотелось бы, чтобы концерты музыкантов и артистов из Финляндии случались в Карелии чаще. Но не уверена, что создание специального центра этому бы как-то помогло. Ведь в Санкт-Петербурге существует уже Дом Финляндии и во всех представительствах Финляндии существуют сотрудники, которые помогают в контактах между деятелями культуры наших стран. Чего не хватает – это финансирования. Получается, как в опере Харри Вессмана «Из жизни насекомых»: «Все хорошо, пока капусты хватает…»