Кино

Наш киноклуб. Фильмы о войне

{hsimage|"Летят журавли". cinematheque.ru ||||}

Фильмов о войне много, старых и новых, отечественных и зарубежных. Мы не смогли выбрать для обсуждения один, поэтому решили разным людям задать вопрос: какой ваш любимый фильм о войне?
 
Брать новую киноленту для киноклуба, признаюсь, побоялась. Не смотрю современные фильмы про войну, потому как боюсь — несовпадения интонаций, лжи, фальши.

Война — это очень страшно. С мужем я познакомилась в поисковой экспедиции. В полевых условиях мы, школьники, доставали останки тех, кто так и не вернулся из боя. Видели много по-настоящему страшного: снаряды и боеприпасы времен Великой Отечественной, вскрытые черными поисковиками захоронения, растасканные животными и копателями человеческие останки… Но было и другое — поисковое братство, друзья на всю жизнь и любовь.

У каждого своя война, а память о ней у нас общая. Нам надо очень постараться, чтобы она сохранилась у поколения, идущего вслед за нами. Этому не помогут виртуальный патриотизм, который захлестнул социальные сети — с кликами, перепостами и георгиевскими ленточками на фото. Нужны настоящие дела, живая память и сильное кино, которое у нас есть.

 
{hsimage|"Проверка на дорогах". films.imhonet.ru||||} Евгений Давыдов, журналист: "Проверка на дорогах"

— Большинство новых фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, вызывают у меня ироническую улыбку. В боях участвуют воины, одетые в чистенькую, хорошо отглаженную форму. Часто пошитую с помощью модельеров от кутюр, а не военных консультантов.  Бывший опальный генерал встречается на поле боя со своей трудно узнаваемой — не кинозрителем, а героем фильма — дочерью, медсестрой, оба обуты в начищенные до блеска хромовые сапоги. А кругом бушуют киношные, ничего не имеющие с реальностью страсти.

Похоже, наш кинематограф возвращается в советские времена, когда на экране героическим воинам противостояли удивительно тупые противники, непонятно почему дошедшие до окрестностей Москвы. Как могли допустить это те супермены, которые не слезают с наших кино- и телеэкранов?

Фильмов о войне я за свою жизнь насмотрелся. В годы Великой Отечественной для поднятия духа были необходимы так называемые "Фронтовые киносборники", где, естественно, было неуместно рассказывать о поражениях. Кинокомедии типа "Небесного тихохода" и "Беспокойного хозяйства" тоже были необходимы нам, зрителям того времени, для поднятия духа.

Реальные оценки того, что мы пережили, появились, когда вышли такие фильмы, как картины по книгам Константина Симонова. Отчаянно рисковый фронтовой корреспондент рассказал с беспощадной правдой, как становились воинами те, кто солдатами не родились. И фильмы по повестям Василя Быкова были сильны той же, пережитой автором, правдой.

Для меня, пережившего войну, особенно сильной представляется пролежавшая пятнадцать лет "на полке" картина Алексея Германа "Проверка на дорогах". Может быть, потому, что два моих дяди — Петр и Федор Звягины — могут считаться прототипами главного героя фильма. Оба побывали в плену, бежали и партизанили всю войну — один в Белоруссии, другой на Украине.

"Баллада о солдате", "Летят журавли" и немногие другие фильмы повествуют о реальной войне — трагедии, а не арене самоутверждения супергероев. Но таких фильмов мало.


{hsimage|«Мы из будущего». peremechenie.wmsite.ru||||} Анастасия Зиновьева, студентка, Ростов: «Мы из будущего»

— Мой любимый фильм о войне — как ни странно, современный, «Мы из будущего». Казалось бы, чем больше времени проходит со времен Великой Отечественной, тем менее проникновенны, менее достоверны и более наивны экранизации на эту тему. Однако этот фильм тем и интересен, что повествует о связи современности с теми страшными годами. Это не фотографически реалистичная картина, призванная восстановить события такими, какими они были. Это сюжет, наполненный элементами фантастики, романтики и даже сентиментальности. Он повествует о чувствах и о том, почему их стоит ценить. О жизни и о том, как должны мы быть благодарны за этот подарок потомкам. Это фильм, способный привлечь внимание молодежи не только к истории своей страны, но и поднимающий вечные нравственные проблемы.

В основе сюжета история о беззаботных молодых людях, жаждущих наживы. Внезапно они попадают из нашего времени в 1942 год. Перемена в судьбе не могла не изменить взгляды молодых людей — на окружающий мир и самих себя. Показателен эпизод в конце фильма, когда один из героев сдирает с плеча татуировку-свастику.
Нужно понимать и уважать людей, сражавшихся за Родину — вот чему учит нас этот фильм.

{hsimage|«Иди и смотри». kinoshljapa.net ||||} Андрей Агапов, "журналист в запасе", Йоэнсу: «Иди и смотри»

— Мне нравятся военные фильмы. В моем детстве по телеку часто показывали советское кино про войну. В нем не было натурализма, особой жестокости, к которым привык современный зритель. Зрелищность была явно не на первом плане. Но, я уверен, когда шел очередной фильм, к экранам прилипала вся страна, и смотрела его по сотому разу.

А потом появилась очень страшная картина, два часа сумасшествия и ужаса — «Иди и смотри» Элема Климова. Главный герой, мальчик Флёра, теряет родных, попадает под обстрел, его товарищи партизаны подрываются на минном поле, спасшимся от эсэсовцев на острове деревенским жителям угрожает голодная смерть — все это неожиданно и нелепо прерывает обыденный уклад сельской жизни. Оккупация ломает все привычные представления о человеческом, постепенно доводя реальность до состояния безумия.

А потом Флёра становится свидетелем сожжения людей в амбаре под нормальный такой мужской гогот эсэсовцев. Четырнадцатилетний мальчик на глазах зрителей превращается в старика. И, может, мне этот фильм тоже добавил седины. Это очень страшно себе представить, как обычный день на родной земле, в родных домах, с близкими тебе людьми превращается в дурной кошмар. Его нельзя придумать, вообразить, сочинить, но он есть в реальной жизни.

Никакого пафоса, морализирования, никаких спецэффектов, никаких славных героев. Простые крестьяне, простая деревня, простая смерть. Обыкновенный фашизм. Иди и смотри.

{hsimage|"Отец солдата".forum.gorod.dp.ua||||} Константин Андреев, руководитель разновозрастного отряда "Аванпост", Москва: "Отец солдата"

— Я очень люблю  фильм "Отец солдата". Грузинский фильм 1964 года, поставленный режиссёром  Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти. Старшие наши ребята были поражены фильмом "Иди и смотри". И все время вспоминают его. Очень тяжелый, но совершенно не похожий на другие. Из новых российских фильмов мало хороших, только лишь "В августе 44-го".

Еще мне очень нравятся трилогия про Сатурн (диверсионная школа абвера) — "Путь в Сатурн"," Конец Сатурна" и "Бой после Победы", снятые в 1967-1972 годах, и, конечно, "Офицеры".

Подростки по-разному воспринимают фильмы. И уж тем более фильмы про войну. Кто-то ожидает от военных фильмов интересного сюжета, кто-то подвигов, кому-то интересны батальные сцены и особенности вооружения и снаряжения тех лет. Ожидания у всех разные, а ощущения во многом схожи. Особенно от хороших фильмов, где во главе угла стоят общечеловеческие ценности.

Одна из немногих безусловных ценностей, которые у нас не отобрать — это осознание Победы в Великой Отечественной войне. Ветераны уходят, с каждым годом их становится  все меньше. А фильмы хранят уникальную сил их духа. В военных сюжетах все спрессовано и сконцентрировано, и это привлекает не только детей.

 
{hsimage|"Обыкновенный фашизм".liveinternet.ru||||} Дмитрий Ананьин, журналист, Петрозаводск: "Обыкновенный фашизм"

— Не думаю, что в своей жизни успел посмотреть достаточно кинолент про войну. Не очень мое. Но иногда попадались "шедевры" вроде "Мы из будущего", акценты странно расставлены. Чуть более заинтересовала "Брестская крепость". По-своему эпично-патриотично.

Но из всего мало-мальски увиденного самым запоминающимся остался и останется документальный "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма, вышедший в 1965 году. Поразился будучи еще школьником. Потому что страшнее всего оказались даже не сами кадры, а до сих пор непонятный мне смех одноклассников над замученными лицами погибших узников концлагерей…

 
Айтадж Чирагова, школьница, Петрозаводск: "Мы из будущего"

— Любимый фильм о войне — "Мы из будущего". В нем хорошо показано, может ли современная молодёжь достойно пройти войну. Парни очень боялись, хотели увернуться, уйти.

"Брестская крепость" меня очень впечатлила. Я плакала…

Что касается современных лент, то все они слишком похожи — это надоедает, и я часто думаю: "Ещё одно банальное кино". Старые фильмы снимались вскоре после войны, значит, и факты там достовернее. Они гораздо лучше. И актёры играли более убедительно.

 
{hsimage|«Спасти рядового Райана». rimrock.info||||} Максим Мордвинцев, учитель, аспирант, Петрозаводск: «Спасти рядового Райана»

— «Спасти рядового Райана» — мой любимый фильм о Второй мировой войне, произведенный в Голливуде, а не в СССР. Я отношусь к поколению россиян, которым американская культура ближе родной. Считаю «Спасти рядового Райана» фильмом, актуальным как для американского народа, так и для современных россиян. Хоть фильм и заканчивается крупным планом американского флага, хоть в нем и рассматривается финальная битва как судьбоносная во всей войне, художественные ценности фильма превосходят национальный пафос.

Сюжет фильма прост: отряд из семи солдат отправляется на поиски рядового Райана, чтобы отправить его домой, так как он остался единственным сыном в семье, не убитым на войне. В итоге семь солдат умирают ради одного. Ключевая сцена фильма: умирающий глава отряда просит Райана, чтобы он прожил достойную жизнь. Затем мы видим Райана старым, который спрашивает у своих родных, прожил ли он достойную жизнь.

В этом и состоит интернациональный смысл этого фильма: многочисленные жертвы войны умирали ради того, чтобы последующие поколения прожили достойно. Это актуально как для американцев, так и особенно для россиян, чей народ потерял больше всего на той войне. Помнит ли нынешнее поколение, что оно обязано умиравшим в 1941-1945 годах? Считает ли, что ради них должно прожить свою жизнь достойно?

 
{hsimage|"Баллада о солдате". krugosvet.ru|right|||} Сергей Стангрит, педагог, музыкальный терапевт, Петрозаводск: "Баллада о солдате" и "А зори здесь тихие…"

— Вопрос непростой… Наверное, потому, что современных хороших фильмов про войну я не видел. А все, что помню, смотрел давненько. "Четыре танкиста и собака" — радостный и немного детский фильм, сериал про Штирлица-Исаева, "Баллада о солдате", "А зори здесь тихие…". Мне нравится в них ясный психологизм стремления к победе.

 
 
{hsimage|"Офицеры". ruskino.ru ||||} Наталья Артемьева, учитель русского языка и литературы, Петрозаводск: "Офицеры" и "В бой идут одни "старики"

— C удовольствием можно смотреть сколько угодно раз "Офицеры", "В бой идут одни "старики". Нередко на уроках литературы, обсуждая художественные произведения на тему войны, останавливаюсь на кинолентах "А зори здесь тихие…" по Б. Васильеву и  "Судьба человека" по М. Шолохову. С учениками просматриваем эпизоды из фильмов, анализируем проблематику и сопоставляем с текстом.

На классных часах, посвященных Дню Великой Победы, можно обратиться и к современным фильмам, таким как "Мы из будущего", "Сильнее огня". Ребятам нравятся фильмы о войне. Мы, дети XXI века, уважаем и чтим память павших воинов.

{hsimage|"Аты-баты, шли солдаты". rustorka.com ||||} Андрей Лукутин,  учитель истории, президент клуба "Учителей года Москвы": "В бой идут одни "старики" и "Аты-баты, шли солдаты"

— У меня есть любимые фильмы о войне: "В бой идут одни старики" и "Аты-баты, шли солдаты". Во-первых, Леонид Быков — любимый артист, к тому же самый "военный актер" советского экрана. Во-вторых, война показана через судьбу людей — мало стреляют, много думают. В-третьих, великолепная работа сценариста и оператора… Так снимать войну могли немногие. Смотришь эти фильмы и  понимаешь, почему именно мы победили. Это были любимые фильмы моего деда — Ивана Ивановича Макеева. Связист, полный кавалер ордена Славы, четыре года на фронте!

Из современных понравился «В августе 44-го…» — фильм Михаила Пташука по роману Владимира Богомолова «Момент истины (В августе 44-го)». Сильнейший сценарий и великолепные актерские роли. А больше современных и не вспомню. "Звезда" — ремейк фильма 50-х, "Туман" — попса. Я молчу уже про "Сволочи". Фильмы снимают люди, очень далекие от военного периода и близкие к американским блокбастерам! А потому "душа войны" все дальше и дальше.

 
{hsimage|«В бой идут одни «старики». kchetverg.ru||||} Светлана Начинова, руководитель театральной студии "Росток": «В бой идут одни «старики»

— Моя мама очень редко смотрела телевизор, только одну передачу она не пропускала. Замерев в тревожном ожидании, иногда уморительно, с луковицей или картошиной в руке, смотрела программу «Время». В конце, облегчённо вздохнув, повторяла одну и ту же фразу: «Слава Богу, войны у нас нет!» и шла по своим делам. Она переставала тревожиться  лишь на один день о нас, о трёх дочерях, о нашем папе, прошедшем всю войну и получившем на ней, кроме многочисленных наград, две контузии.

В нашей семье о войне не говорили и не просили папу вспомнить о том времени. А вот киноленты  мы все смотрели с удовольствием. Фильм, который я помню по кадрам и сюжетам, люблю с детства и часто смотрю, особенно в дни майских праздников — «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова.

Нет смысла его пересказывать. Все его смотрели и, наверное, несколько раз. С одной стороны, сюжет незамысловат, без наворотов и спецэффектов. Но есть в этом фильме что-то завораживающее. И то, как молодые «желторотики» превращаются в лётных асов, и песни, и шутки, и любовь, и мечты, которые уже никогда не осуществятся.

При этом в фильме нет фальшивого героизма. Все герои — обычные люди со своими слабостями. Конечно, о фильме, который рассказывает об одном из самых трагических моментов в жизни тех, кто это кошмар прошёл, странно говорить «тёплый», «душевный», «весёлый». Но именно таким фильм и является.

Мамы нет с нами уже 20 лет. Но я помню тот взгляд, которым она тревожно вглядывается в экран и ловлю себя на мысли, что мельком зафиксировав жуткий поток, который на нас сейчас льётся с экрана телевизора, облегчённо вздыхаю, убедившись, что войны нет…у нас… сегодня…