Литература

Ниоткуда с любовью

 
Людмила Улицкая. "Веселые похороны"
 
Когда я впервые взяла в руки эту книгу (меня тогда заинтересовал оксюморон в названии), я ожидала от содержания чего-то совершенно иного, чем получила.

 
{hsimage|В этой книге модернистский язык и до боли реалистичное содержание ||||} Улицкую я знала только по повести «Сонечка», которая показалась мне затянутой и несколько странной, несмотря на то, что ее очень высоко оценили во Франции, да и в России включили в шорт-лист букеровской премии. Поэтому и от «Веселых похорон» я ожидала чего-то похожего – непонятного и длинного.

Однако я ошиблась. Уже первая страница притянула мое внимание эпитетами «бульонный воздух» и «полужидкие люди». К постмодернизму я отношусь настороженно, всегда жду подвоха, но эта повесть на поверку оказалась совершенно особенной – модернистский язык и до боли реалистичное содержание.

 
В двух словах — жизнь и смерть человека. Не просто человека – а художника и всеобщего любимца. Кроме того, действие перенесено не куда-нибудь, а в Америку, в среду русских эмигрантов.
Итак, Алик – художник. Живет в эмиграции довольно давно,  не слишком успешно продает свои картины, но это не важно. Русские везде устроятся. Очень интересно обыграна в повести эта русская беспечность, граничащая с безрассудством – страховки нет, счета не оплачены, стол состоит из «случайных подношений» гостей, которые, кстати, в квартире не переводятся – ночуют, уходят, приходят и так бесконечно. И все это происходит в Нью-Йорке, на Манхеттене, в самом сердце капиталистического рая.
И тут внезапно Алик узнает, что умирает, да еще и от какой-то неведомой болезни, над которой бессильны и благоразумные американские врачи и талантливые русские. Что же тут поделать? Ждать… В книге есть конечно натуралистичные, пугающие описания состояния Алика, но все они как-то смягчаются под влиянием его окружения (а необходимо сказать – это в основном прекрасные женщины) и его неистребимого оптимизма (ни дня без шутки).
{hsimage|Роль Алика — последняя роль Александра Абдулова ||||} Что делать, если у тебя еще есть немного времени? Вспомнить все. Так мы узнаем истории других персонажей. Всем пришлось нелегко, все ищут чего-то лучшего. Но все вместе собрались у постели больного друга.
 
Интересно оформлена композиция повести – во многом ретроспективная, она мгновенно возвращает читателя в настоящее, когда начинается переворот в Москве. И сразу – родина и детство, то, что никто не смог забыть…
 
Финал произведения полностью оправдывает название – и не потому, что похороны (как это часто бывает в России) перерастают (во многом благодаря алкоголю) в вечеринку, а потому что любовь торжествует над смертью, заполняет вечную пустоту.
 
Режиссер Владимир Фокин экранизировал эту повесть, фильм получил название «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны». Роль Алика — одна из последних ролей Александра Абдулова, и этим все сказано.