Главное, Культура, Литература

Вот я скажу Комунадо…

Андрей Пантелеев. КаракучаЗаметки с выставки

В Национальной библиотеке РК только что завершилась традиционная выставка «Книга года-2014»…  А дальше не хочется продолжать в партийно-бюрократическом стиле. Потому что для того, чтобы заставить молодое поколение читать и вообще чтобы кого-то заставить читать, надо просто сделать так, чтобы ему самому читать захотелось. В детской книжке для этого нужно говорить на понятном ребенку языке, а не выступать в шкуре взрослого зануды, потрясая суховатым пальцем.

 

Дефицит хорошей детской литературы переживает вся страна, не говоря уже о литературе для подростков, которую практически полностью вытеснила линия фэнтези. Однако на выставке в Национальной библиотеке детские книжки представлены были. Это и замечательное «Путешествие пылинки» Аниты Дункерс, и «Красная книга Карелии детям» (по проекту Национальной библиотеки РК), и сказки Ирины Никитиной, и несколько книжек на карельском и вепсском языках (которые сумеет прочесть, к сожалению, редкий ребенок), и о-очень популярная среди школьников «Каракуча» Андрея Пантелеева, которую он создал в соавторстве с ныне покойным Николаем Храмовчуком…

Я перечислила далеко не все детские книжки, вышедшие в Карелии в 2014-м, однако на «Каракуче» хотелось бы остановиться подробнее. Хотя профессионалы и предъявляли некоторые претензии к оформлению, мол, текст забивает иллюстрации, однако книжку-то читать все равно хочется… И вообще, мне давно уже не бывало так уютно, как внутри этой книжки, которая погружает нас с головой в мир детства, где совершенно не требуется никому объяснять, что за зеленые огоньки трутся о ноги на чердаке старого дома и что за вредный тип такой Комунадо (да, именно: вот я скажу Комунадо!) потому что… ну мы же просто не дураки! Вот это последнее обстоятельство некоторые детские писатели, к сожалению, забывают. Да и вообще из детства помнится нехорошее ощущение, когда к тебе обращались именно как к дураку — только потому, что тебе еще мало лет.

Кстати, человеку вообще бесполезно что-либо вдалбливать менторским тоном: он пойдет и сделает наоборот просто по вредности своей натуры. А вот помочь ему вырасти, не расплескав детское восторженное впечатление от окружающего мира… Помните, Гоголь напутствовал юношей брать с собой в дорогу, то есть во взрослую жизнь, искренние душевные порывы? Честно говоря, я сама дословно не помню, что именно советовал не расплескать Николай Васильевич, однако Пантелеев безусловно выполнил призыв классика. Он не то что большой ребенок, он – эманация Карлсона, с которым можно безнаказанно подурачиться. И сказки его обитают в том мире абсолютной свободы, в который мы уже никогда не попадем в реальности, так хоть одним глазком заглянуть…

 

Кому-то из посетителей выставки наверняка понравилась другая книжка, и он проголосовал за нее в номинации «Читательская симпатия». Урна для голосования до сих пор находится в читальном зале Национальной библиотеки, так что еще не поздно поддержать любимого автора. А с виртуальной выставкой «Книга года – 2014» теперь можно познакомиться на сайте НБ РК: http://library.karelia.ru, и там тоже продолжается читательское голосование.

 

P.S. Познакомившись на выставке с некоторыми творениями, не могу не сказать об ответственности редактора и издателя за тексты, которые они размещают в книжке. Считается, что издательства у нас теперь коммерческие, поэтому если автор приносит деньги, можно издать тексты любого качества. А зачем вы тогда нужны, товарищи редакторы, если в книжки просачиваются стихи, которые поэзией не являются? Иногда даже возникает впечатление, что автор понятия не имеет о русском стихосложении. И вот берет ребенок в руки такую книжку и думает, что это и есть литература. И приобретает на эту литературу самую настоящую идиосинкразию, то есть непереносимость. Коммерция коммерцией, но как быть с остатками совести? В конце концов коллектив издательства наверняка понимает, какую лабуду издает. Так зачем ее издавать в полном объеме? С авторами надо работать и даже иногда бороться.  То есть за них же в сущности и бороться, за то, чтобы превратить рукопись в полноценную книжку. В этой борьбе в конце концов и рождается настоящая литература.

Яна Жемойтелите, главный специалист по связям с общественностью НБ РК